Михаил Светин: «Режиссеры своих жен доверяли мне...»

В кино он обычно играет персонажей, затюканных жизнью, наивных и смешных. А в жизни Михаил Светин — большой ребенок — трогательный, наивный, по-детски обидчивый и доверчивый. Наш разговор состоялся в крошечной гримерке артиста, в его родном Театре комедии имени Акимова, что в самом центре Санкт-Петербурга. 

— Михаил Семенович, правда, что вы мечтали быть похожим на Чарли Чаплина?

— Я и сейчас мечтаю быть на него похожим. Когда мне было три года, я посмотрел фильмы с его участием и заявил родителям, что буду Чарли Чаплиным. Меня и сейчас с ним сравнивают.

— А роль Чаплина не приходилось играть?

— Опасно. Честно говоря, боюсь. Это не просто надеть котелок, взять тросточку и копировать его движения. Нужен хороший материал, никто такой сценарий не напишет.

— Считается, что смешить людей очень трудно. А комики — грустные люди?

— Зная комедийных артистов, со всей серьезностью заявляю, что в быту это очень скучные люди. По себе знаю: приглашают на какую-либо вечеринку, платят деньги, просят посмешить. Часто отказываюсь. А когда прихожу, то пару-тройку анекдотов расскажу, и все. Все тебя ждут — вот придет Светин и что-то «отколет». Когда рюмочку-другую пропустишь, то и легче народ смешить, но я уже старый стал и пью крайне редко.

— Вас не огорчает, что, завидев вас, люди начинают улыбаться?

— Нет, конечно. Куда бы я ни пришел — от поликлиники до магазина, — все, увидев меня, начинают улыбаться, даже самые угрюмые. Я не понимаю отчего, хотя это очень приятно. Но когда начинают на меня бросаться, обниматься-целоваться, меня это сильно злит. Помню, однажды одному мужику по физиономии заехал. Вцепился мне в куртку и не отпускает, орет что-то — пьяный. Ну я не выдержал и дал ему...

Беспардонность порой убивает и выводит из себя. Я сам был хулиганистый раньше и терпеть не могу хамского отношения к себе. Я не вожу машину, хожу по улицам пешком, поэтому народной любви во всех ее проявлениях видел вдосталь.

— Михаил Семенович, правда, что вы обижались на Гайдая за то, что он предлагал вам роли, похожие на ваши предыдущие работы?

— У Гайдая я мог взбрыкнуть и отказаться от роли, хотя порой снимался во всяком дерьме. У него я снимался в картинах «Не может быть», «Операция "Кооперация"». С моей любимой партнершей Ниной Руслановой у него работал, но в двух картинах я отказался сниматься. Гайдай был очень умным человеком, тонко понимал юмор, очень любил актеров, ценил свободу импровизаций и за хорошие находки ставил актерам коньяк.

— Эльдар Рязанов вас тоже пригласил в «Служебный роман», а перед самой съемкой отказал в работе...

— Я его после этого ненавижу, он мне жизнь сломал, Рязанов, купец этот... Очень некрасиво со мной поступил. Он меня пригласил на роль мужа секретарши. Я прилетел в Москву, мы с Ахеджаковой прекрасно отрепетировали сцену. Через несколько месяцев он мимоходом извинился и все. Потом пригласил сниматься в «Гараже», я прошел кинопробы, все хорошо, смеялись, хохотали и... даже не объяснил причины и не извинился. Не посчитался со мной. Потом был один неприятный инцидент, было пятидесятипятилетие Андрея Петрова, композитора. Я спел песенку, поздравил. Выходя со сцены, в кулисах столкнулся с Рязановым, и он, проходя мимо меня с таким злым лицом, прошипел: «Вот это надо снимать!» Мне хотелось по-мужски послать его на... Но я сдержался. Так что больше про Рязанова и вспоминать не хочу, настроение портится.

— Вы любите петь?

— Обожаю, но мало что предлагают спеть. Я восемь лет играл в спектакле «Карлсона», с удовольствием пел куплеты. Можно было и с эстрады что-то петь, но всему виной моя природная лень и неорганизованность... Готовое дадут петь — спою, а сам что-то подыскать ленюсь. Помню, на съемках у Гайдая мы с Ниной Гребешковой очень хорошо пели. У нас с ней были очень теплые отношения. Вообще, многие режиссеры доверяли мне своих жен... (смеется).

— Вы даже в клипе снимались в Киеве с Талызиной, с Дуровым.

— Откуда вы все знаете!? Я киевлянин, я очень люблю Киев. И когда мне говорят, что есть работа в Киеве, я сразу срываюсь и еду, даже не оговаривая гонорар. Там у меня родители похоронены, сестра живет и куча родни. Поэтому снимался в том клипе с радостью.

— У вас был интересный тандем с Игорем Дмитриевым в спектакле «Дон Педро», почему он распался?

— Этот спектакль я затеял, Дмитриева пригласил. Очень хорошо работали, между нами возникла «искра», и начинался пинг-понг. А расстались мы чисто по человеческим соображениям. Это частная история и неинтересная. Как у Гоголя «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», так и у нас. Игорь считает, что я виноват, я считаю — что он. Дело прошлое...

— У вас очень интересная работа у режиссера Фрида в «Сильве».

— Когда есть материал, что не работать?! Моя тема — играть простоватых, маленьких человечков. Когда я нащупывал свою тему, то неплохо получалось. Я люблю быть один в кадре, а когда в стае, то ничего не получается. Вообще, у меня 98 киноработ, но далеко не все они удачные. Очень много зависит от сценария и от режиссера, обожаю играть Советский Союз — это наша тема, вечная... Обожаю сказки, оперетты. Терпеть не могу играть начальников, крупных мафиози. У меня такие роли не получаются. По мне лучше сыграть подкаблучника, чем директора. Удачных картин у меня не больше десяти-пятнадцати.

— Михаил Семенович, где отдыхать любите?

— Я человек городской, дачу ненавижу. Долго не было дачи, потому участок мне всучили, так там восемь лет я не появлялся. А жена моя родом из деревни, она обожает землю, и у нее все получается. Сейчас меня втянули в эту дачу, но больше двух дней я там находиться не могу. Отдыхаю банально — валяюсь на диване.

— А вы не обижались на судьбу за то, что она не дала вам высокого роста?

— Я прекрасно знаю и понимаю свое амплуа, я никогда не буду высоким и красивым. Меня Бог таким создал. В свое время меня Товстоногов приглашал в БДТ, но я не пошел из-за своего маленького роста. Я прекрасно понимал, что Театр комедии — это мой театр, мое амплуа — комик. На большую драму никогда не рассчитывал.

— Скажите, каким вам представляется город Благовещенск?

— Благовещенск? (Думает.) С деревянными домиками, с невысокими каменными домами. Обязательно должно быть несколько старинных и красивых особняков. Небольшой вокзальчик, река Амур, где китайцы смотрят на вас, а вы на них. Обычный провинциальный русский городок. Я объездил Россию вдоль и поперек.

— Пожелание амурчанам от народного артиста Светина.

— Спокойствия и никаких волнений. Пусть ваша местная власть о вас лучше заботится, ведь Москва далеко. Не надейтесь на это государство, а только на себя. И еще, самое главное — чаще улыбайтесь!

ИЗ ДОСЬЕ АП

Михаил Светин (настоящая фамилия Гольцман) родился 11 декабря 1930 года в Киеве. В 1955 году окончил Киевское музучилище. Работал в театрах Иркутска, Петропавловска (Казахстан), с 1980 года актер Театра комедии им. Акимова. В кино снялся более чем в ста картинах, среди которых: «Чародеи», «Человек с бульвара Капуцинов», «Дон Сезар де Базан». Народный артист России.

Возрастная категория материалов: 18+