От сольной партии до сольного концерта. Состоится ли это?

В детском хоре музыкальной школы Свободного Татьяне чаще других доставались сольные партии. И когда однажды у руководителя хора (а им был только что пришедший в школу Владимир Распопов, ныне заслуженный работник культуры России) кто-то из девочек спросил, почему именно ей отдается такое предпочтение, он ответил: "У Тани голос от природы". Танюша постеснялась узнать, что означает это выражение. Но позже сама себе часто представляла такую картину: стоит она в окружении светлых берез, и они шелестом листвы, поскрипыванием сухих веток и волшебным перезвоном кроны учат ее петь... Голос Татьяны Гусаим завораживает каждого. В нем слышатся печаль и восторг, томление и радость, он льется легко и свободно, а сама певица - высокая, изящная, стройная, как березка, - без труда раздвигает стены зала и уносит слушателя на простор - туда, о чем она поет.

- С детства не представляла себя никем другим - только певицей, - говорит Татьяна Николаевна. - И главную роль в этом сыграла, конечно, моя мама. Валентина Григорьевна Глушич многие годы проработала музыкальным руководителем в детском саду, потом в детском доме. Первые шаги в певческом жанре Таня сделала именно под маминым руководством. Мама привела ее, шестилетнюю, и в музыкальную школу. Вместе с ней ездила потом в Благовещенское музыкальное училище, куда Татьяна решила поступать после восьмилетки. Но на чем остановить выбор? Мама настаивала на продолжении учебы по классу фортепиано, а Татьяна нацелилась на дирижерско-хоровое отделение. Спустя короткое время она поняла, что стоило послушать маму: тогда бы она была застрахована от случайностей в профессии. Ведь голос - очень тонкий и хрупкий инструмент. Сегодня он есть, а завтра может сложиться так, что этот природный дар исчезнет. Именно такое несчастье едва не приключилось с Татьяной на третьем курсе - из-за нещадной эксплуатации голосовых связок. Обладательнице уникального лирико-колоратурного сопрано предлагались сложнейшие оперные партии, да еще приходилось, что называется, "надрываться" в училищном хоре. Словом, Татьяна сорвала голос. Месяц провела она в больнице. Вернулась к учебе, и после очередных непосильных упражнений - новый срыв... - Меня спасла Антонина Волкова, педагог по вокалу, - вспоминает Татьяна Николаевна. - Кропотливо и настойчиво, в щадящем диапазоне восстанавливала она мой голос. Со своим будущим мужем Татьяна познакомилась в Свободном на репетиции хора завода "Автозапчасть". Студентку-землячку пригласили для исполнения песен, где был нужен высокий голос. Виктор Николаевич (он работал в то время преподавателем в музыкальной школе по классу баяна) аккомпанировал хору и, конечно, обратил внимание на красивую девушку с огромными глазами и пышной копной волос, да еще обладающую таким удивительным голосом. А на Татьяну, призналась она, Виктор произвел впечатление как абсолютно надежный человек. Через три дня после их свадьбы Татьяне исполнилось девятнадцать. Подходила к окончанию учеба в музыкальном училище, когда на гастроли в Благовещенск приехала академическая хоровая капелла Марийской АССР. Коллективу была нужна солистка с высоким голосом. Директор училища Валерий Побережский порекомендовал Татьяну Гусаим. Ее пригласили на прослушивание и сразу приняли. Молодой семье предстояло ехать в марийскую столицу - Йошкар-Олу. Одно это название вызывало у родных и знакомых смущение и переполох. - А я по натуре "цыганка", - с улыбкой признается Татьяна Николаевна. - Поездки, репетиции, концерты - все давалось мне легко. Татьяна прибыла с весомым багажом - сложные вокальные партии в исполнении 20-летней певицы произвели, можно сказать, фурор. В Йошкар-Оле открывалась возможность поступить в консерваторию, побывать с гастролями в различных городах страны и за рубежом... Не было одного - собственного угла: молодая семья жила в гостинице. И в 1988 году супруги вернулись в Свободный. Как думала Татьяна, только для того, чтобы родить ребенка и под присмотром бабушек освоить мамину школу. Но через три года в семье Гусаим родился еще один ребенок - дочка. Дети и работа в музыкальной школе, в той самой, куда она сама пришла когда-то шестилетней девочкой, стали для Татьяны Николаевны теперь главным смыслом жизни. Между делом она окончила Хабаровский институт культуры. Казалось бы, повседневные хлопоты, нескончаемые бытовые заботы, напряженный рабочий ритм могли вытеснить даже сами мысли о творчестве, продолжении собственной певческой карьеры. Но Татьяне Гусаим трижды повезло. Повезло с мужем. Виктор Николаевич оказался настоящим мужчиной: наступив на горло собственной песне, он в сложное для всех время поставил целью материальное обеспечение семьи и из музыкальной школы ушел работать... в котельную, потом освоил еще немало других рабочих специальностей. Ей повезло и в том, что в Свободном была академическая хоровая капелла. Татьяна Гусаим стала ее хормейстером и ее украшением. Возможность петь в академическом коллективе явилась той отдушиной, без которой, наверное, жизнь утратила бы самые яркие краски. Повезло встретиться с замечательным человеком - концертмейстером, пианисткой - легкой, не знающей преград в игре, известным в Свободном композитором и певицей Ириной Ипатовой (она тоже преподает в детской школе искусств). Вместе они подготовили немало новых произведений, которые обогатили репертуар певицы, раскрыли многообразие палитры ее голоса. - Когда через десять лет после окончания музыкального училища, - с улыбкой рассказывает Т. Гусаим, - я встретилась со своим бывшим преподавателем Антониной Волковой, она удивилась: "Как, ты еще поешь?!" Может быть, не показатель для кого-то тот факт, что в Свободном у нее немало поклонников, которые идут на концерт, чтобы услышать именно Гусаим. Однако неоспоримыми являются победы хоровой академической капеллы, ведущей солисткой которой она является, на всероссийских конкурсах "Поющая Россия" в Челябинске и Новосибирске. Наконец, личное блестящее достижение Татьяны - первое место в номинации "Сольное пение" на состоявшемся в марте 2002 года престижном дальневосточном региональном конкурсе "Золотой ключ". - В программу моего выступления входили произведения Рубинштейна, Глинки, ария Иоланты из оперы Чайковского, - рассказывает Татьяна Николаевна. - Кроме того, на свой страх и риск я решила включить и песенку из оперетты, хотя меня настойчиво предупреждали: классики не любят этот легкомысленный жанр. Но моя Пепитта, кажется, их сразила. "Да! Я всегда была - Пепитта Дьяболло, Пепитта Дьяболло..." Когда в концертных программах звучит эта песенка, зал неизменно награждает Татьяну Гусаим бурными овациями. Такой озорной, бесшабашной предстает в этом образе певица, таким звонким жаворонком заливается в вышине ее голос, что никто не остается равнодушным. Как, впрочем, и тогда, когда она исполняет тонкие лирические произведения в аранжировке Ирины Ипатовой или когда наполняет сердца неизбывной печалью русской или украинской народной песни. Несколько лет назад Татьяне Николаевне предоставили возможность вести в школе искусств уроки вокала. Она единственный в школе, да и в городе, преподаватель по этому классу. Ее нынешняя ученица Ирина Гниденко трижды становилась лауреатом фестиваля "Новые имена на Амуре". А в прошлом году завоевала это звание еще одна ее ученица - Анна Никулина. Обе девушки являются стипендиатами Министерства культуры по программе "Одаренные дети". Некоторые выпускницы Татьяны Николаевны уже окончили или оканчивают Благовещенское музыкальное училище, замахиваются на Новосибирскую консерваторию. Свободненскую детскую школу искусств окончил два года назад и сын Татьяны Гусаим - Алексей, сейчас он курсант Санкт-Петербургского суворовского училища, собирается стать в будущем военным журналистом, но отнюдь не считает потерянными годы, проведенные за фортепиано. Бывая в музеях северной столицы, он обязательно присылает маме фотографии то рояля Глинки, то старинных рожков, то арф XIV века. Дочь Марина поет в детском хоре школы искусств, которым руководит тот же Владимир Распопов. Недавно они вернулись из Новосибирска, где хор занял первое место в крупном региональном конкурсе. Татьяне Николаевне предлагали стать репетитором по вокалу в областном драмтеатре, самой принимать участие в музыкальных сценах... Она с сожалением вздыхает: "Если бы чуть-чуть раньше..." Но если даже не иметь в виду профессиональную певческую карьеру, то что же мешает нам хотя бы чаще слышать чарующее пение Татьяны Гусаим? Удивительно: за столь долгую творческую жизнь у нее еще не было ни одного сольного концерта! Нужны деньги на афиши, сценические костюмы и т. д., но меценатов не находится. А ведь такие таланты должны быть, как минимум, востребованы в областном центре, выступать в филармонии - они в области наперечет. Их нужно холить, беречь, лелеять! Как есть спорт высоких достижений, так и в искусстве есть единицы действительно талантливых вокалистов, настоящих звезд, способных предложить слушателю, еще не до конца зомбированному всяческими "муси-пуси" и "шоколадными зайцами", образцы истинной певческой культуры. ...В феврале в Свободном проходил областной фестиваль телевизионных программ "Профи-2004". Татьяна Гусаим, участница концерта, как всегда, не разочаровав поклонников, ёснискала любовь новых почитателей своего таланта. После концерта сам губернатор Леонид Коротков, присутствующий на фестивале, подошел к певице, чтобы лично выразить ей свое восхищение. Кажется, достигнута договоренность с ГТРК "Амур" о подготовке радиопередачи с участием Татьяны Гусаим. Поверьте, когда вы услышите этот проникновенный, чувственный, полетный голос, вы уже не спутаете его ни с каким другим и захотите услышать его снова и снова.

Возрастная категория материалов: 18+