Порт Поярково без грузов не останется

Похоже, гигантские показатели социалистического прошлого торгового порта Поярково с грузооборотом в два с лишним миллиона тонн навсегда остались в ушедшем веке. О тех временах директор порта Виктор Дьяченко говорит с нескрываемой грустью. Сегодня перерабатывается... всего 50 тысяч тонн угля. Главные потребители черного топлива в Хабаровском крае перешли на газ, а ведь мощный углеперевалочный комплекс строился для отправки райчихинского угля именно им. Теперь здесь отгружается уголь для нужд Константиновского и Архаринского районов да соседних погранотрядов. Вместо трехсот вагонов в день приходит от силы пять-десять, а то и вообще ни одного.

По численности работающих ЗАО «Торговый порт Поярково» нынче малое предприятие: вместо трехсот трудится девяносто человек. И работу ищут, можно сказать, по всему Амуру. Вроде бы вполне успешно. По оборотам и прибыли это предприятие не такое малое, налоги и все остальные платежи платит в полном объеме, без всяких упрощенок. В прошлом году в бюджеты всех уровней направили 7,5 миллиона рублей. Средняя заработная плата у портовиков по сельским масштабам тоже неплохая: 5 800 рублей, с апреля этого года оклады повысили еще на 20 %. Но основные доходы руководство порта направляет не на зарплату. Здесь прекрасно понимают: флот и портовую технику нужно поддерживать и обновлять.

Директор показывает хозяйство, и разговор становится веселее. На рейде ожидают груза баржи, у причала 600-мощный буксир. Можно сказать, под парами стоит небольшой пассажирский теплоход «Хрусталь». Согласно морским законам на нем развевается три флага — российский, китайский и карантинный желтого цвета. Последний означает, что на борту больных нет. Через несколько минут теплоход уйдет за туристической группой, выезжающей в соседний с Поярково китайский порт. В последнее время портовики отмечают увеличение пассажиропотока на этом направлении: жители окрестных районов все чаще выезжают на тот берег за покупками. Зримый результат этих поездок — едва ли ни у каждого третьего поярковского дома рядом с цветущей черемухой не менее белоснежная спутниковая антенна.

Помещение пункта пропуска активно ремонтируется при непосредственном участии порта Поярково. Его руководству далеко не все равно, в каких условиях будут проходить таможенные формальности пассажиры. Чтобы соответствовать возросшим требованиям, а также не упустить заказчиков, порт обновляет флот и портовое оборудование. Недавно специально для перевозки грузов «челночников» приобрели небольшую самоходку по имени «Анфиса», которая скоро придет из Хабаровска. Ведь перевозить гигантские баулы и пассажиров на одном борту запрещено.

Планируют начать ремонт теплохода «Сапфир», простоявшего за ненадобностью лет шесть. В прошлом году появился на причале новый башенный кран — кроме перевалки угля, в КНР из Пояркова отправляют лес, другие грузы. В активе порта несколько барж, буксиров разной мощности, два плавучих пятитонных крана. Для всего этого хозяйства работы в Пояркове не хватает. Найти ее помогает хабаровский учредитель порта — ОАО «Амурское речное пароходство». Сейчас плавучий кран и несколько барж работают на нижнем Амуре, в районе Николаевска: перевозят лес в китайские порты. Выгодный для поярковцев заказ — валютный. Если в Пояркове грузов будет маловато, придется увеличить флот, работающий в низовьях. Впрочем, директор считает, что это нормальное явление и в дальнейшем такая тенденция только укрепится.

Среди проблем, волнующих Виктора Андреевича, наиболее острая — кадровая. «Рядовой состав найти еще можно, а судоводительский — гораздо сложнее. Большинству специалистов под или за пятьдесят», — поясняет он.

— Но есть же в Благовещенске речное училище! — не скрываю своего удивления.

— Его выпускники стремятся в море. Да и зарплата у нас пониже, чем в Благовещенске. При наших объемах перевозок можем себе позволить платить капитану со стажем десять тысяч — не более. В солидных пароходствах масштабы иные. Конечно, стараемся растить своих специалистов, — прокомментировал он.

От былых масштабов в наследство ЗАО достались большие площади. Сегодня не все это нужно порту. Проблему стараются решить, пустив под крышу другой бизнес. Тоже, кстати, малый. В помещении бывшей столовой сейчас разместилось предприятие по производству пельменей. Но это не значит, что портовые работники остались без обедов. Собственный автобус возит в полдень домой, а потом доставляет их обратно. И это только один из фактов заботы руководства о коллективе.

Здесь, как в старые добрые времена, сохранили все социальные гарантии. Путевки в детский оздоровительный лагерь получают все желающие. В собственном магазине можно сделать покупки под будущую зарплату. Словом, предприятие, несмотря на изменившуюся ситуацию, работает. Что касается перспектив, то директор уверен, что они у порта Поярково есть. «Будем возить уголь в соседние районы — зиму еще никто не отменил, — говорит о планах Виктор Дьяченко. — Сохранятся туристические перевозки, а также перевозки леса в Хабаровском крае. Сегодня туда сколько судов ни направь — без работы не останутся».