Для разговора с журналистом в директорском кабинете Рогозовской школы собрались все заинтересованные стороны: директор, завуч и учителя начальных классов, приславшие в редакцию жалобу. Директор Лариса Гончарова вводит меня в курс дела: - Для начальных классов в составе средней школы действует следующее положение: если в двух классах 30 и более детей, каждый класс занимается самостоятельно. В противном случае один учитель ведет занятия сразу с двумя классами, например с четвертым и вторым. У нас ситуация сложилась такая: в новом учебном году будут учиться в первом, втором и третьем классах по шесть детей, в четвертом - десять. Складываем количество учащихся в любых двух классах - получается меньше требуемых тридцати. То есть нам положено всего два педагога, а мы сокращаем одного. Это положение действует только для начального образования. Пятиклассники, шестиклассники и так далее занимаются отдельно, независимо от количества учащихся в классах. Даже если там один-два ученика (в сельских школах подобное встречается часто), комплектовать их нельзя. Интересы учителей защищает Татьяна Ленда, супруга председателя колхоза "Рогозовский" - градообразующего предприятия села. Наверное, поэтому говорит смело, громко, эмоционально: - Что это за положение такое, кто его выдумал? Чему можно научить учеников, занимаясь сразу с двумя классами? Время на приобретение знаний сокращается ровно вдвое. 20 минут на класс - разве это дело? Сейчас дети и так приходят в школу очень слабые. Родители с ними не занимаются, во многих семьях кушать нечего. Детского садика в селе не стало, а в нем ребят готовили к школе, приучали жить в коллективе. При введении комплектных классов успеваемость понизится обязательно и сразу. Почему в одних районах все остается по-старому, а у нас сокращения? Я почти на все сто процентов уверена: это решение противоречит российскому закону об образовании. Лариса Семеновна, думаю, в душе полностью разделяет мнение по поводу сказанного Татьяной Лендой, однако, как директор, вынуждена говорить другие слова: - Решение о введении комплектных классов продиктовано сегодняшней жизнью. Когда 25 лет назад сдали нашу школу, за парты сели 220 детей. А на конец завершившегося учебного года у нас насчитывалось, по-моему, 114 ребятишек. В 2000 году мы имели 18 выпускников, а в этом - всего десять. Если мне не изменяет память, в Калиновской школе осталось 53 ученика, в Каховской - 49. Это средние школы! А в начальных по району вообще занимаются по девять-десять детей. Кстати, по этим показателям мы не последние в области. Так вечно продолжаться не могло: количество учеников неуклонно снижается, а педагогический корпус работает в неизменном составе. На это можно было бы закрыть глаза, если бы амурчане жили побогаче. Но ведь финансовое положение области известное... Насквозь печальная речь Ларисы Семеновны неожиданно завершилась на мажорной ноте: - По крайней мере, в следующем учебном году сокращений в нашей школе не будет - у нас учитель русского языка и литературы в отпуске по уходу за ребенком. А там посмотрим, как жизнь повернется. Учителя стали расходиться. Кто-то из них на посошок сказал: - Ходят слухи, что скоро нас переведут на подушевую систему оплаты труда. Вот тогда сельским школам точно придет конец. После ухода педагогов я вместе с Ларисой Семеновной отправился знакомиться с образовательным учреждением Рогозовки. Переходим из класса в класс - везде чисто, опрятно, ухоженно. Но, кажется, и незрячий бы заметил: этому двухэтажному зданию давно требуется основательный ремонт. Мебель, парты, школьно-лабораторное оборудование, учебно-наглядные пособия приобретены в год постройки школы, то есть четверть века назад. Далеко не все дотянуло до наших дней. Вот уже несколько лет, как приказал долго жить фильмопроектор. Еще раньше, в начале девяностых, отбыли в мир иной все гимнастические снаряды и маты. Зато цела и невредима бумажная "Политическая карта мира" образца 1975 года. На ней еще здравствуют Советский Союз, Югославия, Германская Демократическая Республика... В то же время вы не найдете на ней ни Санкт-Петербурга с Екатеринбургом, ни Нижнего Новгорода с Самарой. Не позавидуешь и учителям информатики: на всех - три компьютера (кстати, появились они немногим более двух лет назад). Тем не менее уровень компьютеризации Рогозовской школы вдвое выше среднеобластного. Еще одна проблема (почти что беда) - отсутствие централизованного водопровода и канализации. Проектом они были предусмотрены и проложены. Однако в первую же зиму перемерзли наружные сети водоснабжения, а вскоре засорилась и вышла из строя канализация. Реанимировать подземные коммуникации не стали. Все эти годы вода в школу доставляется ведрами и бачками, а маленькие и большие человеческие нужды справляются на свежем воздухе - в четырехочковой деревянной уборной. Сооружение донельзя ветхое, покосившееся. Стены зияют незапроектированными проемами - их создают в зимний период хозяйственные рогозовцы, использующие обшивку туалета для обогрева своих жилищ. Примерно такое же обеспечение благами цивилизации еще в пяти из 11 школ Ромненского района. Одно светлое пятнышко в существовании рогозовского учебного заведения все-таки имеется: в учительском штате вакансий нет. Это весомое достижение. Например, в соседней Знаменской школе в течение десяти лет не было преподавателя иностранного языка. Хотя у дам не принято спрашивать возраст, я поинтересовался. Получилась не очень оптимистичная картина. Из 19 рогозовских педагогов лишь трое моложе 30 лет, шестеро - старше пятидесяти. Средний возраст - 45 лет. Опыт - это дело, конечно, хорошее... Вот так живется-можется школе, расположенной всего в двух часах езды от областного центра. Нетрудно догадаться, в каком положении находятся образовательные учреждения в глубинке области. Бедственное положение сельских школ и пути выхода из него были рассмотрены на недавних депутатских слушаниях в областном Совете. Повестка дня включала один, но очень глобальный вопрос: "Состояние и перспективы развития образования в Амурской области". В результате многочасового обсуждения появился некороткий перечень рекомендаций, адресованных областной администрации, областному Совету, органам местного самоуправления. В частности, рекомендовано в полном объеме финансировать областную целевую программу "Развитие образования в Амурской области на 2002 - 2005 годы", разработать целевую программу капитального ремонта и реконструкции объектов социально-культурного назначения. Руководству муниципальных образований предлагается принять меры по сохранению малокомплектных и малочисленных сельских школ и активизировать работу по обеспечению образовательных учреждений компьютерами... Задумано неплохо, только бы претворение в жизнь планов не уперлось в банальное понятие "деньги". В какой области живем, не забыли? Сразу по приезду в Благовещенск я переадресовал вопросы рогозовских педагогов начальных классов правовому инспектору труда обкома профсоюза работников народного образования и науки Александру Чирко. Его ответ был краток: - Постановление администрации Ромненского района о сокращении учителей начальных классов не противоречит действующему закону об образовании. Цифры в тему За последние три года в области построены семь школ. В то же время 114 школ из 449 требуют капитального ремонта, 21 - находится в аварийном состоянии. 21 школа сдана в эксплуатацию до 1950 года, 217 - в 50 - 80-х. Каждая пятая школа в области - деревянная. В 99 сельских школах отсутствуют центральное водоснабжение и канализация. 6476 школьников подвозятся из 286 сел. 65 автобусов, задействованных на этом, требуют безотлагательной замены. Из-за несвоевременного подвоза учащихся вследствие поломки техники за три года было пропущено 92 тысячи уроков. Соотношение компьютер - ученик по области - 1:70, что во много раз меньше нормативного. В Приамурье около 139 тысяч учащихся и более 18 тысяч учителей. Среднегодовой дефицит педагогов - более полутысячи человек. В минувшем учебном году иностранный язык не преподавался в 69 школах.