Плод любви моряка Амурской флотилии и приехавшей по переселению поморки появился на свет в тогда еще маленьком, до уездного, городке Шимановске. В семье было двое детей: он и сестра. Родители всю жизнь проработали на местной электростанции.

— В школе учился, как все нормальные пацаны: пятерки — по труду, пению и физкультуре, — улыбаясь, вспоминает Александр Николаевич.

Параллельно со средней школой он закончил и детско-юношескую спортивную. Отец настаивал, чтобы сын поступал в пединститут на учителя физкультуры. Но не видел Александр себя в роли педагога и пошел учиться в сельхозтехникум на электромеханика. На втором курсе студента-спортсмена призвали на службу в армию. Служить попал в Уссурийскую бригаду спецназа воздушно-десантных войск.

— Армия характер закалила железной дисциплиной. Все через не могу, преодолевая себя, — вспоминает Александр Николаевич.

В 1972 году, отслужив срочную, он вернулся доучиться в родной техникум. Там в спортзале и познакомился со своей будущей женой Татьяной — она тоже была спортсменкой. (Кстати, в этом году 30 лет их совместной жизни.) После окончания учебы Синькова отправили на работу в Константиновку, где Александр быстро прошел путь от электрика до начальника ПМК, которое он возглавил в 27 лет. Те константиновские годы были для него одними из «золотых». Константиновская передвижная мехколонна была передовая в области. В стране шел созидательный процесс (это потом его почему-то обозвали застоем...): строили жилье, животноводческие комплексы, внедряли новые технологии. Сегодня (давно уже будучи жителем Благовещенска) Синьков, бывая в Константиновке, чувствует, по его признанию, что сердце екает.

— Там улицу построили, Монтажной назвали. На пустыре за ПМК возвели добрый ряд двухэтажных коттеджей с электроотоплением и всеми удобствами. Для села это было делом невиданным.

Родной «Амурстрой»

В 1986 году Синькова переводят работать в Благовещенск заместителем управляющего первого треста «Амурстроя» (тогда это была одна из крупнейших строительных организаций Приамурья). Строили по всей области — от Архары до Шимановска. Когда в первой половине 90-х годов реформы добрались и до строительства, оно попросту замерло. Было время, когда в области практически никто ничего не строил. Закачался и некогда могучий «Амурстрой». Но в 1995 году собрание акционеров предложило Александру Николаевичу возглавить предприятие. Синьков согласился, потому что это его родное детище. За эти годы предприятие окрепло, набрало обороты, вновь зазвучало в области, главное — сохранили профиль фирмы.

По-прежнему много занимаются строительством. Это и жилье, и объекты социального назначения — вот заканчивается строительство школы в селе Усть-Ивановка. Добрая половина студгородка АмГУ построена амурстроевскими руками. В рабочем кабинете Синькова висит большой портрет великого реформатора Петра I.

— Может, это и нескромно, но у меня с Петром первым есть какая-то схожесть в характерах, — говорит Александр Николаевич. Известно, что царь Петр учился и плотницкому, и корабельному делу. Синьков тоже освоил практически все строительные специальности. Было время, семья его неделями дома не видела. Спецовку на себя — и на объект. И там наравне со всеми вникает во все премудрости строительного дела.

50 — время для «черного пояса»

Когда Александру Николаевичу исполнилось пятьдесят лет, старшая дочь подарила ему внука. И в это время решил он подтвердить II черный пояс в каратэ киокушинкай-кан. Друзья говорили ему: «Николаич, тебе уже полтинник, сдай только теорию...» Но надо знать характер Синькова — никаких «теорий». Наравне с пацанами, годившимися ему в сыновья, поехал в Японию и наряду с теорией блестяще выдержал 20 боев и мастерски защитил черный пояс.

— Было очень тяжело, до страшных коликов в животе, но я всю жизнь себя преодолеваю. Убежден, что без спорта он себя попросту не мыслит. Бывает, придет домой уставший, так хочется на диван прилечь, но усилием воли заставляет себя пойти в спортзал и после пары часов «физики» чувствует себя как новый. Есть еще одна страсть у Синькова — это сплавы по амурским рекам. Тут его никто и ничто не остановит. Каждое лето сбегает из города недельки на две.

— У нас компания постоянная, мужиков 8 — 10. И получаем такой кайф от общения с природой! Словами не передать, — говорит он. На его рабочем столе лежит стопка фотографий, где они, сплавщики, небритые, загорелые, с улыбкой от уха до уха, но счастливые до невозможности. Недавно, в июне, побывал Александр Николаевич в Москве на праздновании Дня России.

— Когда по Красной площади шли все наши субъекты Федерации, это было такое величие, такая мощь, что у меня от чувств в горле защипало... — признается несентиментальный Синьков.

Если серьезно, он настоящий патриот земли амурской. Сколько раз предлагали в более сытную и денежную Москву перебраться. Он ни в какую.

— Лучше дальневосточной земли нет ничего, — убежден он. А в тот праздничный июньский вечер делегация Приамурья собралась в одном из столичных ресторанчиков державный праздник отметить. Так все от чувств стихи читали. Александр Николаевич — любимого Пушкина. Добрую половину произведений классика он знает наизусть.

— У Пушкина очень многое сочитается с моей жизнью, да и просто слог у него хороший... Вот такая жизнь настоящего русского мужика. Богатыря по комплекции, философа в душе и работяги, каких поискать. На вопрос, о чем мечтает, Александр Николаевич не задумываясь отвечает: — Хочется заниматься тем, что я делаю, чтобы внук спартанцем вырос, чтобы все было путем.

Да так оно и будет, коль есть любимая работа, надежный тыл — семья и спасающие увлечения: спорт, сплавы, рыбалка с охотой. И коль трудится человек для всего этого, то никто и ничто его не остановит. Потому что за всем этим стоит самый главный труд — труд души человеческой.

ДОСЬЕ АП

Александр Николаевич Синьков, генеральный директор ОАО «Амурстрой». Родился в 1952 году в Шимановске, окончил Благовещенский сельхозтехникум и сельхозинститут. Женат, имеет двоих детей и внука. Мастер черного пояса по каратэ киокушинкай-кан. Любимый поэт — Пушкин.