Мост выгоден лишь железнодорожникам

Переговорный процесс по поводу строительства мостового перехода в районе Благовещенска - Хэйхэ набирает обороты. Все четче прорисовываются контуры будущего проекта, который, без сомнения, в случае реализации окажет существенное влияние на экономику области. Точку зрения на предстоящее строительство корреспондент «АП» попросил высказать директора ЗАО «Торговый порт Благовещенск» Василия Руденко.

- Сегодня основной наш флот занят на грузоперевозках в районе Нижнего Амура. Доставляем лес в устье Сунгари, в порты Тунзян, Цзямусы, Фудзинь, Мишань. И если говорить о мостовом переходе, то его строительство не скажется на объемах этого грузопотока, поскольку мы работаем сейчас главным образом в Хабаровском крае. Из других грузов везем уголь на заставы Благовещенского погранотряда и в порты Еврейской автономной области, этот грузопоток тоже останется за нами. А вот что касается металлолома, который сегодня является основным грузом на Хэйхэ, то он может пойти по железной дороге через мост. Этот мост, думаю, будет выгоден только железнодорожникам. Они смогут увязаться в новой транспортной схеме. Потому что Китай нуждается в сырье, которое идет туда большими объемами. Это лес и лом металлов. Что еще от нас можно возить? Руды и нефтепродукты. Обратно могут идти грузы из Южного Китая, где развиты электроника, производство товаров народного потребления. Речники получат некоторую выгоду при сооружении мостового перехода, участвуя в подвозе инертных строительных грузов. Но это временно. Что отнимет мост у портов Благовещенск, Поярково, Свободный, Зея? И без того скудные объемы перевозок, идущие через них, могут сократиться. Встает и другой вопрос: что повезем по автомобильному мосту, ведь в последнее время грузопоток сокращается. В пиковые годы, когда бурно стали развиваться перевозки через Амур, мы в навигацию водным транспортом перерабатывали до 500 тысяч тонн грузов. С 1996 года пошел резкий спад, и сегодня, если мы выходим на 130 - 150 тыс. тонн, это хорошо. Но для моста - это просто пушинка. При такой нагрузке его строительство окупится не скоро. Пока фирменным грузом Амурской области, идущим на правый берег, является металлолом - рельсы, колесные пары и все, что утащили с дач и сдали заготовителям. Леса через Благовещенский порт идет мало: наши лесозаготовительные предприятия расположены на севере, в зоне БАМа, и свою продукцию отправляют железной дорогой на порты Восточный и Ванино. Считаю, автомобильный мост строить не время. Поскольку постоянного грузопотока нет, он не будет загружен. Называемые объемы роста в стране не ощущаются. Может, у нефтяников, газовиков и металлургов какой-то рост есть, но у нас, и особенно в Амурской области, наоборот, идет спад почти во всем. Можем ли мы себе в такой ситуации позволить эту роскошь? Зная, что отдачи от затрат долго не будет? Ну а если строить на деньги китайских инвесторов, то и отдача уйдет в Китай.