Станислав Халай: «Я дальневосточник с украинским прошлым»

Наша встреча с машинистом-инструктором локомотивного депо станции Февральск Станиславом Халаем произошла более полугода назад. Предполагалось, что публикация об этом неординарном человеке выйдет сразу после нашего возвращения в редакцию. Но, как ни старался фотокорреспондент «АП» Анатолий Девяткин заснять его в форменном костюме железнодорожника да еще на рабочем месте, ничего у служителя фотоаппарата не вышло - наш герой постоянно в разъездах.

Справедливости ради следует уточнить, что в непосредственные обязанности машиниста-инструктора вождение поездов не входит. Его главная забота - контроль за выпуском локомотивных бригад, соблюдением правил техники безопасности, а также обучение новым методам работы. Например тому, как провести поезд по сложному участку да еще и топливо при этом сэкономить. Но в экстренных случаях Станислав сам поднимается в кабину тепловоза. Так было и в те январские дни, когда мы с ним познакомились. Конечно, знания и мастерство пришли к нему не сразу. Хотя он продолжатель династии железнодорожников. Дед по материнской линии был дежурным по переезду. Дядька по отцу - одним из лучших машинистов в Иваново-Франковске, откуда Стас родом. Именно дядя Вася брал с собой Станислава и своего сына Алика на работу - как бы на экскурсию, которая, как оказалось, продолжается у племянника всю жизнь. Был в его жизни еще один человек, о котором Станислав говорит с особенной благодарностью, - Николай Александрович Мармитко, машинист, с которым он проработал первые восемь лет. - У него я учился решать и жизненные проблемы, и вопросы по техническому содержанию тепловоза и ремонту. Был случай, когда я не смог определиться с поломкой на локомотиве, - признается он. - Николай Александрович подсказал, а я увидел, как он дотошно, хладнокровно разбирается в ситуации. И до сих пор стараюсь следовать его примеру. Тем более что наша работа требует твердого характера, крепкой силы воли. В Февральске семья Халая оказалась вроде бы случайно. Отправились Станислав и его жена Лиля с маленьким сыном («каждый украинец возит с собой все лучшее, что имеет», - улыбается Стас) за девять тысяч километров от родного украинского города в столицу Байкало-Амурской магистрали, куда их пригласили друзья - Сергей и Александр Лобановы. Но ехали туда через станцию Известковую, откуда ветка с Транссиба поворачивала на БАМ. - Проводник все про здешние места рассказывал, - вспоминает Стас. - По дороге сюда мы все окрестности из окна осматривали. Леса, озера поразили своей красотой. А я еще по натуре рыбак и охотник. Вот и облюбовали это место, остановились здесь, в Февральске. Было это 12 июня (сейчас в этот день вся страна День независимости отмечает) 1993 года. - Когда вышли из вагона, увидели новенькие пятиэтажные дома, - поддерживает разговор Лиля. - Показалось, что за ними скрывается большой и красивый город. Впечатление это у приезжающих к нам впервые до сих пор создается, а вот город так и не построили... Супругов в Февральске никто не ждал. И если с работой у Станислава проблем не было (приехал он сюда с солидным профессиональным багажом и вскоре стал машинистом), то с жильем им явно не везло. Сначала снимали квартиру, но вскоре хозяин потребовал ее освободить. Дочка в чужой квартире на свет появилась. И уже совсем отчаялись было обрести собственную крышу над головой, ведь чудес на свете не бывает, но благодаря добрым человеческим сердцам смогли все-таки купить квартиру. - Денег не хватало, - рассказывает Стас. - Пришлось одалживать у людей. И хотя зарплату вовремя не давали никому, никто не отказал в помощи. Все почему-то считают, что на севере для южного человека самая важная проблема - борьба с холодом. Но думаю, не это главное. От морозов всегда можно найти средство - одеться, обуться потеплее. Гораздо сложнее разобраться в людях. А здесь собрались уроженцы разных мест, представители различных национальностей - у всех свои законы, по которым они жили прежде, чем попасть сюда. Все это надо знать, уважать, находить общее решение, независимо от того - украинец ты или узбек. В целом народ у нас добрый. Всегда можно рассчитывать на помощь - и моральную, и материальную. - Кстати, в этом году 30-летие БАМа отмечается, расскажи о наших ветеранах, - подсказывает мужу Лиля. - Те железнодорожники, которые первыми приехали сюда, у нас на особом счету, - охотно откликается на предложение Станислав. И в моем блокнoте появляются имена машинистов тепловозов, воспитавших плеяду бамовцев. Это Г. П. Сторожук, С. К. Приступа, Д. К. Русавский, В. П. Черновец. Всего же в локомотивном депо станции Февральск трудится около 150 человек. Они обслуживают участок от Верхнезейска до Нового Ургала, по которому в сутки проходит шесть пар поездов. По профилю пути участок относится к средней категории. Есть тут и крутые подъемы, и сложные повороты. Потому на вопрос, что ему доставляет радость, Станислав, практически не задумываясь, отвечает: - Если отработали без браков, без задержки поездов. Самым же ярким моментом жизни считает рождение дочери. - Это наша мама такой подарок мне сделала, - ласково смотрит Стас на Лилю. - Девочки приносят больше радости, они ближе к душе. Вита, по мнению родителей, натура творческая. Впрочем, есть в кого, ведь Станислав не только сам поезда водит и учит этому других. Он к тому же стихи и песни сочиняет. Именно это его увлечение стало поводом для нашего знакомства в тот январский вечер, когда он с гитарой появился в Доме культуры, а потом пел чудесные песни о прекрасном северном крае и поселке с зимним названием. Увлечение поэзией у С. Халая со школы - с седьмого класса. Писал в стенгазету четверостишия ко всем праздникам. Потом от рифмы перешел к стихам и песням, которые сочиняет по сей день. - Темы - самые разные, - признается Станислав. - Те, которые волнуют, - начиная любовью и заканчивая работой, природой, семьей. Строки приходят сами по себе. Впрочем, для занятий творчеством нужны время и настроение. «А Стас редко садится за стихи, - сетует Лиля. - Редко выходит на публику: все ему некогда». - Пока побеждает техническое начало, - отшучивается он. Кстати, эти качества его натуры перенял сын Роман. Впрочем, свои творческие заслуги Станислав ценит не очень высоко: «Написал для себя несколько стихов, песен. Это еще ни о чем не говорит». А вот одиннадцать лет, проведенные в Февральске, стали главными в его жизни: - Я родился и вырос на Украине, там прошли первые трудовые годы. Но на амурской земле я более активно работал, и здесь мне нравится жить. В общем, я теперь дальневосточник с украинским прошлым.