Пианист Киселев от музыки не устает

- Странное дело, - сказал Киселев. - Кажется, приехал сюда совсем недавно. Было мне всего двадцать четыре года. Казалось, вся жизнь впереди... Нет, время летит удивительно быстро. ...По-моему, под словами моего собеседника подпишется любой из нас. Если, конечно, ему не двадцать четыре, а побольше. Я, например, еще не дожил до грядущего юбилея Анатолия Михайловича Киселева, но мне интересно понаблюдать со стороны за тем, как ощущает себя в преддверии 60-летия классный педагог и талантливый исполнитель фортепианных произведений.

В Благовещенском музыкальном училище пианист Киселев явно в авторитете. Прикрикнула поначалу на меня строгая вахтерша, но когда узнала о причине визита, мгновенно изменилась в лице и с неожиданным радушием сообщила: «Здесь он, в шестом кабинете. Пожалуйста, проходите!» Где раскрываются таланты Попадаю в святая святых царства музыки. Помещение-то, собственно, небольшое, но, оказывается, выходят из него порой очень крупные музыканты. - Два года назад моя воспитанница поступила в Академию имени Гнесиных, - с гордостью поведал Киселев. - А есть выпускники, которые сегодня работают, учатся и преподают в крупных цивилизованных странах, например в Германии или Австрии... К сожалению, очень многие уезжают из России, здесь почти невозможно раскрыться настоящему таланту. - Вы сами за границей, в том же Китае, не работали? - Я вообще в Китае не был, - последовал ответ. По-новому гляжу на собеседника. Шутит, что ли? Съездить на заработки на другую сторону Амура сегодня стало самым обычным делом. Вот парадокс: оказывается, Киселев, ни разу не бывавший в соседней стране, приехал в Благовещенск из Саратова исключительно... из интереса к Китаю. События на Даманском острове тогда всколыхнули всю страну. Выпускника Саратовской консерватории приглашали на работу три города: Новороссийск - порт на Черном море, Магадан - таинственный город с лагерным прошлым времен «культа личности» и Благовещенск, где китайцев, оказывается, можно было наблюдать и без бинокля. В общем, поехал на три года по распределению, а оказалось, что на всю жизнь. Все началось с трофейного аккордеона С детских лет у него не было даже тени сомнения в правильности выбора будущей профессии. Дед по линии матери Петр Григорьевич, классный гармонист, привез из побежденного Берлина трофей - небольшой аккордеон. Красивый, перламутровый. Такой тяги, как к этому инструменту, мальчишка не испытывал в жизни больше ни к чему. Но профессионально учиться музыке в детстве не было возможности - до районного центра от их деревни далеко. Сосед в нотах немного кумекал, показал, как да что, остальное любопытный мальчишка разбирал сам. Родители пошли навстречу увлечению сына. Отец, человек военный, решительно поступил: исполнилось мальчику десять лет, и в доме появилось новенькое черное, пианино «Ростов-Дон». - Стоило огромных денег по тем временам, - вспоминает Киселев. - Мне было бы стыдно обмануть ожидания родителей и бросить заниматься на инструменте. Впрочем, такое и в голову не приходило. Играл на слух, по нотам, часами слушал по радио и на пластинках концерты классической музыки... В музыкальной школе все-таки пришлось позаниматься. Держитесь крепко за стулья, дорогие читатели: как известно, в детской музшколе обучение игре на «фоно» длится семь лет, а Киселева сразу приняли в... седьмой класс. Закончил он его, с отличием выдержал выпускные экзамены и тут же поступил в училище. А там уж и рукой подать до консерватории... Учился, подрабатывал концертмейстером сразу на трех работах. Благовещенск начинающему профессионалу показался большой деревней (Собственно, в 69-м году он таким и был. - Авт.). Но понравился коллектив музыкального училища, а особенно его директор Николай Лошманов. Чем-чем, а обаянием и умением уговаривать талантливый ор-ганизатор и композитор славился далеко за пределами Амурской области. «Решено!» - сказал себе Анатолий и кивнул директору: «Да! Остаюсь». На машину пока не заработал На работу Киселев любит приходить рано, пока в училище еще никого нет, никто не отвлекает от утренних свежих мыслей, от легких пассажей на инструменте. Любое пианино радо прикосновениям пальцев маэстро: когда-то он музицировал на рояле, за которым однажды сидел сам Рахманинов - великий пианист подарил великолепный белый рояль с дарственной надписью Саратовской консерватории. На Дальнем Востоке Анатолий Михайлович нарасхват: то во Владивосток на международный конкурс исполнителей, то в Петропавловск-Камчатский музицировать. - Предлагают мне поехать на несколько лет в Китай учить детей музыке. Пока не соглашаюсь - мне не нравятся их условия. А еще хочу сына выпустить в большой мир музыки, а уж дальше посмотрю. Может быть, все-таки съезжу в Харбин или Цицикар, заработаю на автомобиль. - Не устаете от музыки, Анатолий Михайлович? Вот сейчас вас пригласили в камерный оркестр... - Что вы, что вы, - он машет руками. - Никогда я еще от музыки не уставал. Да, я больше педагог, чем исполнитель, но ведь самое главное - я люблю музыку, понимаю ее. В этом счастье!

Возрастная категория материалов: 18+