В жизни Клара Лучко была моложе и красивее, чем на экране

Я уверен, в России нет человека, который не знал бы эту блистательную актрису. Ее внезапная смерть потрясла многих. Лично для меня Клара Лучко была и осталась эталоном жизнелюбия, доброты и обаяния. В жизни она была еще моложе и красивее, чем на экране. Как ей удавалось побеждать возраст, сохранять привлекательность, выглядеть на 30 лет моложе своих паспортных данных, не знает никто.

Завтра, первого июля, великой актрисе исполнилось бы 80 лет. Я не могу сказать, что дружил с Кларой Лучко. Всего лишь несколько раз встречался с ней, мы общались нечасто, но интересно. Великий мастер и глубоко интеллигентный человек. Сегодня ее не хватает Москве, кинематографу, зрителям... всем. Хочу, чтобы короткая человеческая память как можно дольше удержала ее светлый облик. Когда меня спрашивают, какой она запомнилась, была ли в жизни похожа на тех героинь, которых сыграла, ответить достаточно сложно. Мне кажется, в репертуаре Лучко мало ролей, которые бы совпадали с сутью ее характера. В кино она создала много образов решительных, деловых, принципиальных женщин. В жизни Клара Степановна была очень сдержанной, мягкой, уступчивой. Ей трудно было отказать кому-либо в просьбе. И она взваливала на себя дела, которые должны были делать другие. Случалось, что больная, с высокой температурой, актриса ехала выступать на край света, кому-то пообещав. Обязательность во всем - качество, совершенно утраченное в наше время. Мне запомнилась какая-то особая, милая старомодность ее души. Клара Лучко никогда не перекладывала свои переживания на чьи-либо плечи. Ей всегда хватало мужества и интеллигентности скрывать от окружающих свой душевный груз. Ее не видели раздраженной, в плохом настроении. Даже в самые трудные моменты жизни она оставалась обворожительной женщиной и внимательным собеседником. У Лучко был редкий для актрисы характер - в этой профессии ей удавалось быть независтливой. Сама она говорила так: «Я знаю одно правило. То, что дано кому-то, это его жизнь, и у него она так складывается. Сколько бы я ни завидовала, ни злилась, что бы ни делала - это не мое, и ко мне не придет. Ко мне придет мое. Так зачем же я буду тратить эмоции, лишние силы - появятся морщины. Хочу сама всего добиться, что-то сыграть, что-то сделать. Я не сопоставляю себя с другими». Клара Лучко родилась на Украине под Полтавой. Мать ее играла в народном театре, и нет ничего удивительного в том, что дочь с детства мечтала стать актрисой. Провинциальная Полтава жила по своим законам: там считалось неприличным быть артистом, хотя артистами, как и везде, восхищались. Тем не менее Лучко, окончив школу, в 1943 году поступила во ВГИК. Сниматься в кино она начала еще студенткой. Первой ее работой стала небольшая роль Бэллы в фильме «Три встречи» (1946 г.). Ее дипломная работа - роль Ульяны Громовой в спектакле «Молодая гвардия», который С. Герасимов поставил сначала на сцене театра, а потом воплотил на экране. Однако в фильме режиссер отдал роль Ульяны Нонне Мордюковой, а Лучко получила маленькую роль тети Марины. Для молодой актрисы это было огромным потрясением. Она долго не могла забыть и понять педагогического приема своего учителя. Клара Степановна считала, что ее жизнь в кино началась не с «Молодой гвардии», а с фильма режиссера И. Пырьева «Кубанские казаки». Этот фильм сыграл колоссальную роль в ее жизни. После успеха картины Лучко поняла, что стала настоящей актрисой. Во время съемок фильма она встретила своего будущего мужа - прекрасного, талантливого актера Сергея Лукьянова. Они поженились. Сразу после триумфа «Кубанских казаков» Лучко стали активно приглашать другие режиссеры. В 1954 году она впервые побывала на Каннском фестивале вместе с Л. Орловой и Г. Александровым. Молодой актрисе этот фестиваль запомнился на всю жизнь. Впоследствии она ездила на многие самые престижные кинофестивали, была в Голливуде, на киностудиях Японии, Израиля. В Индии была личной гостьей Джавахарлала Неру, снималась в Чехословакии, Венгрии, других странах. Творческую жизнь Лучко можно назвать счастливой, хотя в ее жизни случались и неудачи, и трагедии. В 1965 году умер муж, и Клара осталась одна с восьмилетней дочкой. После громкого успеха в кино иногда бывали простои, и она бралась за любую работу, снималась в слабых фильмах, чтобы только заработать на жизнь. Играла в кино разные судьбы - счастливые и не очень. Ее партнерами были известные всей стране актеры - П. Алейников, В. Дружников, Б. Чирков, И. Смоктуновский, Л. Быков. Из фильмов тех лет зрителям особенно полюбились «Двенадцатая ночь» (1955 г.), «Рядом с нами» (1957 г.), «Красные листья» (1958 г.), «Снежная сказка» (1959 г.). В творческой биографии актрисы немало ролей деловых женщин: секретаря обкома КПСС в фильме «Мир хижинам - война дворцам», Виолетты Нуйкиной в картине «Мы, нижеподписавшиеся», мэра города в «Тревожном воскресенье». Лучко снялась в 60 фильмах. Наверно, это не так много, если учесть, что она работала в кино 60 лет (с 1946 по 2005 год). Но почти все ее роли остались в памяти зрителей. Последний раз она оказалась на съемочной площадке 24 марта этого года, а через два дня ее не стало. Клара Лучко успела завершить съемки в фильме, но не успела озвучить свою роль. Теперь за нее это сделает другая актриса. Как каждая актриса, она ждала своей главной роли и дождалась. Роль Клавдии в фильме «Цыган» (1979 - 1985 гг.) принесла ей популярность, равную оглушительному дебюту в «Кубанских казаках». Судьбе было угодно сделать двух ее самых удачных героинь казачками. В 1985 году, после триумфа «Цыгана», К. Лучко было присвоено звание народной артистки СССР. В 1994 году актриса на одном из фестивалей представила фильм «Виновата ли я», сценарий для которого она написала сама. Лента снята в жанре мелодрамы на деньги американского спонсора. Лучко играет в этой картине главную роль - опустившейся женщины-алкоголички, но фильм получился светлым и пробуждающим надежды. Актриса как-то призналась, что всегда чувствовала себя до конца нереализованной, как, наверное, каждый актер, который мечтал получить и сыграть более интересные роли. Она считала также, что ее независимость многое ей испортила в жизни. Например, если узнавала, что режиссер, с которым она дружила, начинает снимать картину, - проходила мимо него и просто здоровалась: «Не дай бог подумает, что я хочу у него сниматься». «Я считаю, что артистам нужно говорить больше приятных слов. Но принимаю, когда делают какие-то замечания по существу, справедливые. Мне часто приходилось сниматься у режиссеров, которые не оправдывают этого высокого звания. Поэтому научилась сама делать себе роль. Зрители никогда меня не ранили. Ранили мои друзья и подруги, а зрители - никогда. Они все понимают и хотят сделать только приятное. Я абсолютно доступный в общении человек. Ко мне приходят простые люди, беседуют со мной, зачастую обращаясь на «ты», рассказывают про свою жизнь. Не могу сказать, что живу правильно. Правильный человек - это, по-моему, ужасно. Но я не совершаю подлых гадких поступков, никого не подставляю. Это мое правило, мое кредо. Я живу так, как мне предназначено судьбой. Я никому не сделала ничего плохого. Я не знала, что такое бремя славы, оно меня не тяготит». Дочь Клары Лучко Оксана в свое время кончила два творческих вуза - ВГИК и ГИТИС. Долгое время жила в Канаде, занималась бизнесом, недавно вернулась в Москву. Имеет взрослого сына. Клара Степановна очень любила своего внука. Со своим вторым мужем Дмитрием Мамлеевым Лучко прожила 36 лет. Он долгое время работал в газете «Известия», в настоящее время - председатель Российского фонда мира. ...Ранним утром 26 марта оборвалась жизнь этой удивительной женщины. Она, к счастью, не узнала, что такое старость, немощь, болезни, одиночество. Все это обошло ее стороной. Ее необыкновенные обаяние и жизнерадостность как магнит притягивали к ней людей. Как жаль, что я не увижу ее в этой трудной и прекрасной жизни. Память - это форма любви. Я бережно храню ее фотографии с теплыми, нежными подписями и очень сожалею, что редко общался с ней последнее время. Она осталась для меня символом жизнелюбия и красоты.