«Дура»: отсюда выхода нет

27 августа отмечается День российского кино. В преддверии этого далеко не самого популярного праздника рука не поднимается рассказывать о голливудской продукции. Тем более что в прокате представлен фильм Максима Коростышевского «Дура» - история страшная и слишком похожая на настоящую жизнь. Зрители, приходящие провести досуг в кинозале, покидают его в молчании. Многие даже не сдерживают слез.

Сестричкам по серьгам Жили в крупном российском городе сестры-двойняшки Ульяна и Лиза Тулины. Все-то было у них стандартно: квартира по наследству, работа до изнеможения, объятия и ссоры, размеренная жизнь двух одиноких женщин за тридцать. Но только много лет назад Лиза появилась на свет здоровой девочкой, а вот Ульяну пришлось вынимать щипцами. Результат - травма головы, инвалидность второй группы и все, что к этому прилагается. Лиза работает в театре, надеясь получить когда-нибудь главную роль. Правда, до этого ей очень далеко - часто приходится жертвовать работой, чтобы следить за нездоровой сестрой. То крадет деньги, выливает на себя флаконы духов и вообще ведет себя неадекватно. К тому же у нее часто случаются приступы головной боли, при которых нужно ставить укол. В их просторном жилище по стечению обстоятельств поселяется непризнанный, но талантливый писатель Саша. Он тщетно штурмует киностудии, надеясь продвинуть сценарий и заработать долларов. Лиза жалеет его, и крошечную зарплату актрисы приходится делить уже на троих. Друг-писатель Агеев приводит Сашу к современному книгоиздателю, нарочито циничному и уверенному в себе, который обещает хорошо заплатить за какую-нибудь душещипательную историю «из жизни». Не умея сочинять романы для домохозяек, Саша обращается к тому, что происходит рядом - к непростым и очень близким отношениям приютивших его сестер. Именно они станут героинями его будущей книги «Дура». А пока Саша преисполняется надеждами, а Лиза зарабатывает ему на утренний бутерброд детскими спектаклями, Ульяна проживает стремительную и короткую жизнь. Появление мужчины в доме открывает ей глаза на любовь, ревность и черт знает что еще - и с открытым взглядом, оказывается, интереснее и труднее жить. Она становится идеальным персонажем для Сашиной книги - дура всегда поступает так, как считает нужным, даже если это полностью противоречит представлениям окружающих. Поэтому про Ульяну ничего не приходится сочинять, ее жизнь и есть повесть, которую можно было бы назвать забавной, если бы в горле не стоял ком сочувствия и безысходности. И в этой повести присутствует очень важная и нужная, но все ниже опускающая руки сестричка Лиза, потратившая самую лучшую часть своей жизни «над пропастью во ржи». На обустройство собственной жизни времени не было, ведь Ульяна того и гляди зайдет в поисках только ей понятного счастья за близкий край обрыва. Лиза, давно смешавшая любовь к сестре с ненавистью к ее беспомощности, впускает в свой дом и в свою жизнь случайного понравившегося человека, не задумываясь. А он постепенно становится автором этого скрытого от посторонних глаз мирка. Жизнь в зеркальном мире Фильм Максима Коростышевского, в котором Ульяну Тулину сыграла жена режиссера, не призван развлечь зрителя. Напротив, он должен быть готов к дополнительной тяжести к грузу собственных неприятностей. Но смотреть такое кино необходимо, потому что оно помогает заглянуть в себя глубже, чем обычно. Отношения сестер Тулиных на самом деле обыденность, каких поискать. Точно так же, прилагая чудовищные усилия, чтобы не сорваться на истерику, живут миллионы людей. Мы вечно находим оправдания собственному несчастью, потому что долг по умолчанию выше желаний в современном мире. Лиза давно могла бы блистать в главных ролях, причем совсем другого театра. Но не будет никогда, потому что такова ее суть. Дело, оказывается, вовсе не в инвалидке-сестре, отнимающей массу времени. Ульяна является этаким чучелом босса, на которых срывают злость маленькие японские чиновники. Собственные недостатки на ее фоне меняют цвет и превращаются в достоинства. «На тебя я угробила свою жизнь», такие дела. Ульяна, невзирая на болезнь, все прекрасно понимает. Но, в свою очередь, предъявляет сестре встречные претензии. Молодая женщина, которой с рождения не светило устроиться в этой жизни поудобнее, винит в этом здоровую, красивую, привлекательную Лизу. Винит за то, что сестра так и не заняла нишу умершей матери, и даже не целует после укола, как это делала мама. И чувствует, что Лиза желает ей смерти все менее подсознательно. И получается абсолютно безвыходная ситуация. Квартира Тулиных напоминает закрытое помещение, стены которого покрыты зеркалами. Куда бы герои ни поворачивались, вместо дверей они находят собственные, давно опостылевшие отражения. Остается либо менять себя и близких, либо до бесконечности лупить по этим зеркалам всем, что попадется под руку, - только они никогда не разобьются. Все попытки примириться друг с другом заканчиваются провалом. Все потому, что это значило бы примириться с собственной никчемностью, с отсутствием всяческих надежд и окончания дней по утвержденному графику. Ульяна устраивается на нехитрую работу, чтобы хотя бы видимо меньше зависеть от заработка Лизы. Но первая же несправедливость выбивает ее из колеи, а начальство выбрасывает на улицу. А в это время сестра налаживает отношения с режиссером, и долгожданная роль вроде наклевывается... Но параллельно она стремится вернуть в себе самой прежнюю искреннюю любовь к Ульяне, причем безуспешно. Ясно, что хеппи-энда в этой истории не предвидится. Не надо было быть дурой В «Дуре» интересный подбор актеров. Помимо Александра Балуева с Игорем Золотовицким, которые много играют в кино и телесериалах, остальные лица из разряда смутно знакомых. Тем интереснее вспомнить, что Оксана Коростышевская, исполнившая роль Ульяны, в 2004 году получила награду за лучшую женскую роль на кинофоруме «Амурская осень». Регина Мянник - ее непохожая сестра -много играет в театре, но небольшие роли в кино удаются ей настолько, что зрители уже хорошо запомнили ее внешность. А Ольга Волкова (ей достался трагикомический персонаж по имени Татьяна Ивановна, пьющая актриса из театра Лизы) снималась в таких фильмах, как «Два капитана» 1953 года и «Небеса обетованные». Максим Коростышевский, режиссер «Дуры», абсолютно прав. Этот фильм о том, что обычно оставляют на уровне мыслительного процесса, не обсуждая вслух. Но в мире всегда происходят очень гадкие вещи, в мире полным-полно народу, и никто не свят. И всегда есть вероятность того, что подобное творчество, не рассчитанное на молодежь с пепси-колой, найдет свою цель. И научит хоть кого-то любить, не требуя сдачи. Или хотя бы задуматься об этом. Ульяна Тулина по своему развитию, конечно, ребенок. Большое дитя с проявляющимися инстинктами взрослого. Но Коростышевский не делает ее положительным персонажем, оставляя Лизе весь негатив. Ульяна делает массу вещей, запрещенных ей, и не только ей, из чистого злорадства. Она, как плохо воспитанная посетительница детсада, знает о своей безнаказанности. Но, с другой стороны, ее наказали авансом. И Лиза, которую понять куда легче (вам бы повесили на шею великовозрастное дитя с замашками Леприкона!), должна сделать сестре навстречу один-единственный шаг. Или вообще оставить ее навсегда на попечение равнодушных рук государства. Но она остается на месте, и с этого места видно столько плохого, что желание выброситься в окно возникает чаще, чем потребность в пище и сне. «Дура» говорит зрителю при помощи сюжета, картинки и реплик героев: посмотрите, что вы можете сделать друг с другом, если останетесь неподвижными. Посмотрите: вот вам упрощенная жизненная ситуация, чтобы вы поняли - не бывает простых ситуаций в отношениях людей. А чаще всего случается ряд необдуманных действий, несдержанных слов, а потом - бесконечные муки совести в опустевшем доме. «Дура» просто напоминает: ничего нельзя вернуть или изменить, когда желаемое оборачивается ужасной потерей, и становится понятно, что глупость и злоба приумножают печали.

Возрастная категория материалов: 18+