В классах коррекции «серые мышки» становятся отличниками

В коррекционных классах общеобразовательной школы N 21 областного центра обучаются около ста ребят, из которых 80 процентов имеют различные осложнения по зрению, речи, диагноз ДЦП (четверо занимаются на дому), 20 процентов испытывают трудности в обучении. 22 декабря эта школа отметит десятилетие.

Продолжительность занятий - 35 минут, но учитель успевает уделить внимание каждому, ведь в классах от пяти до двенадцати учеников. Физкультуру, информатику, иностранные языки в программе не найти, хотя остальные предметы те же, что и в общеобразовательной школе, и аттестат выпускника в конечном итоге ничем не отличается. Безусловный плюс - бесплатное обучение. Школа эта небольшая, занятия проходят в пяти классах в две смены. Первое, на что обращаешь внимание, переступая порог 21-й школы, - школяры здесь не задирают тех, кто слабее, учителя не стучат в гневе указками по партам. Спокойная доброжелательная обстановка раскрепощает «гадких утят», затравленных в обычных школах. Если там дети с нарушением психики проявляют себя порой взрывоопасно, то в здешних условиях для агрессии нет причин. Ученики доброжелательны, дружба нередко завязывается между целыми классами. - Мы учим их уважению друг к другу, - рассказывает ответственная за воспитательную работу Ольга Нахалова. - На классных часах повторяем, что здесь нет «здоровых» или «больных» - все равны в своих правах. - Жесткость в школе неуместна, только корректность и мягкость, - подхватывает преподаватель русского, литературы и истории Лариса Чоговадзе. - Всем детям нужны наши поддержка и защита, а этим - особенно. Поэтому я не делаю проблемы из того, что ребенок что-то не сумел или забыл. Наоборот, успокаиваю, подбадриваю. Для ребят, пропустивших большое количество занятий по болезни, действует система консультационной помощи - индивидуальная программа ликвидации пробелов в знаниях. Неудивительно, что зам-кнутые ученики здесь раскрепощаются, а самые бойкие даже комплименты дарят учителям. «Марьванна, хорошо выглядите», - слышать такое от искренней детворы приятно вдвойне. - На мой взгляд, в нашей школе нужно быть более ответственным, все-таки с тобой индивидуально занимаются, - говорит десятиклас-сник Никита. Правда, так считают не все. Например, золотоволосого Егора, любителя пообщаться на уроках, учителя успокаивают иногда 35 минут подряд. - У нас в классе слишком мало учеников, а меня тянет разговаривать, знакомиться... В девятом классе я даже собирался уйти в общеобразовательную школу, - говорит Егор. Таисия, наоборот, рада, что перешла учиться сюда еще в пятом классе из-за осложнений со здоровьем. Сегодня будущая выпускница помышляет о поступлении в медакадемию, мечтает лечить детей, которых обожает. А примером доброты для нее служат собственные учителя. - Здесь ощущаешь положительную энергию, так что любые затруднения отступают. Наверное, поэтому начинаешь верить в себя и не теряешься, как это было со мной в обычной школе. Там я сама себе казалась серой мышкой. Буквально через полгода предстоит поступление в вуз, придется адаптироваться к совершенно иной среде - менее душевной. Однако многое зависит от собственного настроя. Примерно треть выпускников коррекционных классов 21-й школы становятся студентами вузов. Ведь проблемы со здоровьем, мешающие посещать обычную школу, отнюдь не умаляют их интеллект. Эти ребята твердо знают, что высшее образование для них - очередной шаг в преодолении трудностей. Педагогический коллектив в школе стабильный и творческий, хотя и небольшой - десять человек. Несмотря на маленькие классы, воспитательная нагрузка для классного руководителя ничуть не меньше. После учебы дети из коррекционной школы ходят в театр, кинотеатры, на каток, ездят на природу. Со стороны очень заметно, как у школяров загораются глаза от новых впечатлений и рождается интерес к жизни. Только обидно, что должность классного педагога здесь не оплачивается, многое делается на энтузиазме и держится на ответственности.

Возрастная категория материалов: 18+