Татьяна Бестаева явилась с «Тенями забытых предков»

В конце 50-х годов на экраны страны вышел фильм «Матрос с «Кометы», снятый в жанре путешествия по фестивальной Москве 1957-го. Фильм был мало похож на нынешние. Это было что-то среднее между киноопереттой и концертом. С этой поры заявили о себе в кинематографе две прелестные актрисы - Татьяна Бестаева и Майя Менглет.

Татьяна Бестаева окончила ВГИК. Играла в кино не так много, как другие молодые актрисы. Одной из первых работ была весьма знойная мелодрама «Роман и Франческа» (солировала там Людмила Гурченко). Но был в судьбе Татьяны Бестаевой фильм абсолютно культовый - «Тени забытых предков». Гуцульская легенда М. Коцюбинского нашла поэтическое воплощение в авторской режиссуре гениального Сергея Параджанова. Бестаева играла трагическую роль Палагны, нелюбимой жены главного героя. Уже тогда воплотила она главную свою актерскую тему -трагедию женщины, отверженной в страсти, полной энергии, но не нашедшей отклика в другом, безоглядно любимом существе. Родившись в североосетинском горном селении Чурбаули в семье артиста и кинорежиссера Ладо Бестаева, запомнившегося зрителям по знаменитому фильму «Абрек Заур», Татьяна получила в наследство буйный темперамент, огромные зеленые глаза, поэтический облик «прекрасной осетинки», поражавший тайнами и страстями. В те далекие времена никаких разговоров о секс-символах не было, но глаза Бестаевой на экране крупным планом многих сводили с ума. В 1961 году актриса связала свою жизнь с Академическим театром имени Моссовета, где сыграла множество ярких и незабываемых ролей. Совсем недавно, 8 марта, в театре имени Моссовета прошла премьера спектакля «Мораль пани Дульской». В роли пани Дульской - Валентина Талызина. Татьяна Бестаева играет одну из центральных ролей. Об этом спектакле сегодня многие говорят, он необычен и обещает стать явлением текущего театрального сезона Москвы. Родители - Я родилась в Осетии, на родине отца, - рассказывает о себе Татьяна Бестаева. - В три месяца меня привезли в Москву. Мой отец Владимир (Ладо) Бестаев был знаменитым артистом немого кино. Прожил 90 лет, никогда не болел. Когда ему было 85, он звонил мне и спрашивал: «Доченька, лекарство как называется, корвалан?» Он был очень политизирован и путал корвалол с фамилией политического деятеля Чили - Корвалана. Я восхищалась им. На мои вопросы о самочувствии следовал неизменный ответ: «Как у молодого оленя». Ну разве это не чудо? Училась я неважно. Последние два года я училась в вечерней школе, вернее учились мы с папой. Он, бедный, без конца ходил в школу, что-то улаживая. Но я твердо знала, что буду актрисой и стану поступать только в театральный. Мне посоветовали показаться во ВГИКе. Я с блеском поступила на курс народного артиста СССР Б. Бибикова. Он стал для меня любимым, обожаемым, огромным человечищем! В 2001 году вышла энциклопедия «Русский драматический театр», и, что особенно дорого, я на одной странице со своим любимым педагогом. Но случилось это через 44 года. На курсе со мной учились Леонид Куравлев, Светлана Дружинина, Софико Чиаурели. С Дружининой мы были «соперницами». Я влюбилась в одного парня. Так вот, он умудрялся встречаться и со мной, и со Светланой одновременно. Роман наш так и не состоялся, а со Светой мы остались в натянутых отношениях. Снявшись в студенческие годы в нескольких фильмах, актерскую карьеру она продолжать не стала. А получив диплом, поступила на режиссерский факультет. Кстати, став режиссером, ни разу не вспомнила ни о ком из нашего курса. Гурченко Старше на два курса училась уже знаменитая Люся Гурченко, после фильма «Карнавальная ночь» в невероятно короткий срок ставшая известной на всю страну. Мы обе вышли замуж почти одновременно: я за Алешу Габриловича, сына известного киносценариста, а Люся - за Борю Андроникашвили, сына писателя Бориса Пильняка. На нашей с Алешей свадьбе Люся и Боря были свидетелями. Андроникашвили был очень красив, женщины по нему с ума сходили. Люся безумно его любила и наивно думала, что это на всю жизнь. Мы с Люсей Гурченко развелись с мужьями почти одновременно. У Люси от Бори была дочь Маша - я ее обожала. Многие отмечали, что мы с Машей похожи. Когда они с Борей расстались, она очень страдала и в одном из писем писала мне: «Я никому больше не верю, иногда даже тебе, близкой подруге. Боря мне изменял... Как жить после этого?» Бедной Люсе катастрофически не везло на мужей. Ее вторым мужем стал актер МХАТа Саша Фадеев, сын писателя Фадеева и Ангелины Степановой. Люся хотела, чтобы он побольше занимался домом, и искренне недоумевала: «Зачем тебе быть актером? У тебя же золотые руки!» Саша с энтузиазмом что-то переделывал, прибивал, перетаскивал. Люся уже тогда увлекалась старинной мебелью. Я не могла понять ее страсти и при виде очередного бронзового бра из комиссионки каждый раз поражалась: «И зачем тебе эта рухлядь?» Очевидно, в ней проснулись гены мамы-дворянки. Люся умела шить, переделывать, обладала фантазией, чему научила и меня. Вкусы у нас с Люсей были разные: она любила красивых, а я умных, и я часто шутила: «Мне красивого не надо, я красивая сама». Ну а получилось так, что умного я встретила только в 38 лет. Люся так устроена, что не могла оставаться одна, и, поверьте, не богатство она искала в мужчинах, а только верность. Деньги она всегда умела зарабатывать сама! Люся всегда болела за меня, поддерживала и помогала. Но... Люся - актриса до мозга костей и всегда стремилась к лидерству, имея на это право и основания. Она любила меня, но стала несколько подавлять, а поскольку я тоже не из слабых, то постепенно наши пути разошлись. Раневская В 1966 году я получила замечательную роль в потрясающей пьесе «Странная миссис Сэвидж». С Фаиной Георгиевной у меня сложились очень теплые отношения. Я ей явно нравилась, и она сразу была ко мне очень добра. Когда я получила звание (первое), она подарила мне коробочку, в которой было несколько серебряных кошелечков, а главное - надпись: «Танюшку милую поздравляю, крепко обнимаю и желаю, желаю, желаю... Ваша Раневская». Все понимали, какой она талантище, и старались потакать ее капризам. Однажды заболела личная костюмерша Раневской, и к Фаине прислали молодую девочку. Она, умирая от страха, вошла в гримерную, как в клетку с тигром. И чтобы расположить ее к себе, Раневская спросила: «Деточка, вы замужем?» - «Нет», - ответила та, еще больше краснея. «Бедняжка, вам еще все предстоит. Помню, когда меня лишали невинности, это было в Одессе, я так орала, что прибежали городовые». Ия Саввина, репетируя с Раневской в «Сэвидж», не нашла ничего лучшего, как с ней поссориться. Представляете, тягаться с такой «глыбой!» Как женщина умная, она быстро поняла, что с Фаиной лучше дружить, однако крылатая фраза «Теперь я понимаю, почему в Москве так мало домработниц - они все работают в Театре Моссовета» - уже была произнесена. Любя меня, Раневская часто спрашивала: «Деточка, вы замуж не вышли? Нет? Ну и правильно, пусть будет приходящий». К сожалению, я за ней, как некоторые, не записывала ее ставших знаменитыми острот, но кое-что помню. Кирилл Мои первые два брака были непродолжительны. Около 10 лет я была одна. Настолько, что Новый год порой встречала дома в одиночестве. В 1976 году подруга познакомила меня с Кириллом. В этом человеке сошлось все: и любовь, и уважение, и доверие. У него был дивный характер, очень легкий. Оптимист, образован, интеллигентен, родом из князей Одоевских. В нашем театре его обожали. Радовались за меня. Раньше мы каждое лето ездили с театром на гастроли. Он устраивал себе командировки и прилетал ко мне в Барнаул, Хабаровск, Ереван и так далее. В нашем союзе все было красиво, благородно, надежно и легко. Я верила, что наша жизнь будет очень долгой. Мы прожили 22 года. Семь лет назад его не стало. Вот ведь какой печальный парадокс: столько поклонников, три брака, хотя настоящий один, а в результате - опять одиночество. О театре В 1990 году, после долгих гастролей по Америке, я получила звание народной артистки России. Как жаль, что этому уже не могли порадоваться мои дорогие родители. К сожалению, многое, что происходит сегодня в театре, меня возмущает. Часто приходится слышать: «Другое время, все очень непросто». Да, согласна, время другое, время бездуховное, безнравственное - время «шакалов». А что делать тем, кто одарен определенными талантами и желанием отдавать? Опять и опять ищешь пьесы. Предлагаешь, а в ответ - тишина. Каждый актер хочет только одного - работать. Всегда ли понимает руководство театра меру своей ответственности за судьбу актера? Театр - моя жизнь. Когда-то, закончив ВГИК и грезя только о сцене, а не о кино, я на коленях взмолилась: «Господи, я могу отказаться от всего - дай мне только театр». Но Господь милостив, он дал мне возможность иметь и семью. Детьми не обзавелась, но семья была. Сегодня остался только театр. Никому не дано право отнимать у нас настоящее и будущее. У актера нет возраста в общепринятом понимании. Есть памятка - для соответствия при получении или выборе роли. А сенсация на последнем кинофестивале в Москве, когда первую премию за лучшую женскую роль получила актриса 82 лет, переполнила меня гордостью и восторгом за профессию. Когда меня спрашивают, почему я ношу обручальное кольцо на правой руке - («Ты же вдова?»), - я отвечаю: «Я обрученная с театром!» Дорогой мой театр, если ты меня любишь, то, пожалуйста, не «кидай» меня и не превращайся в КВН, где все говорят не своим голосом, кривляются, попирая тем самым традиции и великое наследие русского театра!