Власть станет ближе к народу

Приамурье - один из немногих регионов, где с нового года вступил в силу Федеральный закон N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Об основной цели реформы и ходе реализации закона рассказал корреспонденту «АП» руководитель аппарата губернатора области Николай Неведомский.

- Николай Алексеевич, в чем, на ваш взгляд, состоит основная цель реформы местного самоуправления и что должно произойти с нынешними муниципальными образованиями? - Не буду оригинальным, если скажу, что любая реформа оправданна, когда она преследует главную цель - улучшение жизни народа. Реформа местного самоуправления предназначена именно для этого. Ее основная цель - приблизить власть к населению. На первом уровне муниципалитетов появляются избранные депутаты и главы, формируется самостоятельный бюджет. Власть контролируется жителями и отчитывается перед ними. Теперь тот же сельский или районный глава не будет ждать, когда область выделит ему деньги на первоочередные нужды. Ему затруднительно становится, не выполнив обещания, беспомощно разводить руками: дескать, я ни при чем - просил больше, а дали мало. Его задача отныне - самостоятельно изыскивать средства. То есть заботиться об условиях, позволяющих увеличить налогооблагаемую базу и количество рабочих мест, способствующих успеху предпринимателей, фермеров. Ну и, конечно, толково распоряжаться имеющимися финансами. В его руках бюджет, а не суммы, которые получены, но не заработаны. Для этого глава и наделен двумя десятками серьезных полномочий. И переводить стрелки, перекладывать вину за поваленный столб электропередачи, неработающую колонку и грязь на улице на кого-либо ему уже не удастся. - Но разве реально в любом селе обеспечить наполнение бюджета так, чтобы можно было профинансировать хотя бы самые неотложные нужды? - Трудно, но реально. Только надо избавиться от иждивенческой психологии. Это касается, в первую очередь, глав и депутатов, а во вторую - самих жителей территорий. Какой смысл писать жалобу губернатору, допустим, по поводу высохшего колодца? Да вы призовите к ответу своего земляка, которого избрали! А на будущее задумайтесь: отдавать ли голос просто за хорошего человека или за делового, предприимчивого. Теперь социальное развитие территорий будет зависеть от того, насколько эффективно станут работать главы муниципалитетов. - Сколько сегодня в области муниципальных образований? - По состоянию на 1 января 2006 года на территории области находится 319 муниципальных образований. - Немало. Где же найти такое количество современно мыслящих глав? - Сначала позвольте прокомментировать слово «немало». По 131-му закону мы имели право укрупнить сельсоветы, где проживает менее тысячи человек. Тогда бы стало намного меньше сельских Советов. Но это чревато тем, что самая близкая к населению власть стала бы от него гораздо дальше. Даже чисто в географическом смысле. Не говоря уж о том, что у главы было бы меньше возможностей вникать в нужды людей, учитывать особенности конкретной деревни. Мы не стали ломать привычную структуру. Теперь о кадрах. В талантливых лидерах область, слава богу, никогда дефицита не испытывала. Но понятно, что руководителями не рождаются. Настоящий лидер должен быть образован и подготовлен. И эта задача находится в центре внимания. Подготовка ведется совместно с Дальневосточной академией государственной службы. Уже три года переподготовку по очно-заочной форме осуществляем на базе АмГУ. Сегодня численный состав органов местного самоуправления свыше 4000 человек. За 2005 - 2006 годы обучили около 700. Кроме того, ежегодно собираем глав сельских и поселковых Советов на двухнедельные семинары. - Сегодня у всех на устах национальные проекты в области здравоохранения, образования, строительства жилья, сельского хозяйства. Какая роль в их воплощении отводится местному самоуправлению? - Пожалуй, ключевая. Глобальность поставленных Президентом РФ задач не должна вводить в заблуждение: вот, дескать, Москва распорядится, область расстарается, в районы дадут деньги, скажут, что делать... Любые инициативы и денежные вливания «сверху» не обеспечат радикальных перемен, если «внизу» предпочтут выжидательную позицию. Это аксиома. А в том, что здравоохранение, образование и другие аспекты тревожат население, мы убеждаемся постоянно. Как решать все эти вопросы, от которых зависит уверенность людей в завтрашнем дне? Только одним способом - поднимая экономику. Ради этого мы и добиваемся роста инвестиций, внедряем передовые технологии в АПК, поддерживаем предпринимательство.