«Иван Виллис» и «моргуновка» встретились в любительском музее

Мало кто знает, что в Благовещенске до революции конструировали и выпускали автомобили. Завести свой автомобиль было прихотью одного из отпрысков богатого владельца благовещенского пароходостроительного завода «И. П. Чепурин». Имя его в истории не сохранилось, но факт остается фактом - в 1914 году в нашем городе был построен первый на Дальнем Востоке автомобиль.

Благовещенское авто напоминало небольшие дореволюционные немецкие машины марок «Миле», «Шпербер» или «Лорелей». Такой интересный факт удалось «раскопать» сегодняшним жителям Благовещенска, которые увлекаются собиранием и восстановлением ретроавтомобилей. Их девиз не просто восстановить старую машину, дать ей новую жизнь, «поставить на колеса», а полностью воссоздать ее прежний вид - начиная от цвета и вида фар до последнего шовчика на сиденье в салоне. Четырехколесный солдат Великой Отечественной Один из самых интересных экземпляров в коллекции ретроавтомобилей - найденный на одной из городских помоек американский «Виллис». Подобные автомобили советские солдаты стали получать в 1942 году. Они наравне с тушенкой вошли в так называемую помощь от союзников. Как рассказывает его нынешний владелец Владимир Лошманов, установить личность первого хозяина невозможно: автомобиль прошел через десятки рук. Но история у «Виллиса» интересная. Однажды во время переборки машины в металлической пластине со стороны водителя ремонтники обнаружили пулевое отверстие. Есть и другие повреждения, по которым можно с уверенностью сказать, что машина пришла в Благовещенск с фронта. - Так получилось, что ремонтировал своего «Виллиса» возле дороги, - рассказывает Владимир. - Люди останавливались - спрашивали, что за автомобиль. Особенно запомнились двое любопытствующих. Подошел ко мне старичок - ветеран Великой Отечественной войны. И так любовно погладил машину, а у самого в глазах слезы. Рассказал, что в 45-м году воевал на такой в Маньчжурии, а теперь словно старого друга-однополчанина повстречал. Вспомнил, что советские солдаты ласково называли машину «Иван Виллис». После него подъехали молодые ребята на джипе - посмеялись над стариной. Им и в голову не пришло, что современные джипы - правнуки этого самого «Виллиса». Его после войны нелегкая дорожка завела в Японию, а тамошние конструкторы взяли его за основу для своих разработок. Старенький автомобиль в умелых руках уже приобрел прежний вид. Владимир Лошманов с друзьями-единомышленниками хотел проехать на «Иване Виллисе» по благовещенским улицам во время парада в День Победы. От идеи пришлось отказаться: немного подкачал двигатель. Теперь ребята планируют в 2010 году совершить на восстановленной машине автопробег до Волгограда и приурочить его к 65-летию Победы. Уверены, что «Виллис» дорогу осилит. По улицам Благовещенска на машине Моргунова Пока автомобильный парк у любителей ретротехники невелик - помимо «Виллиса», на стоянке обретают новую жизнь «Запорожец» первого выпуска, в народе называемый ласково «моргуновка». Именно на такой машине разъезжал Бывалый в кинофильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Есть ГАЗ М-1 1938 года выпуска (такие «черные воронки» увозили людей в НКВД), также присутствует «Москвич М-401». Любитель ретротехники Константин Колов, который и взялся за создание клуба-музея, рассказал, что первоочередная их миссия - сохранить то, что есть, а в будущем еще и восстановить. Ведь эти автомобили, которые принято называть старинными, в свое время были высшим пилотажем инженерной мысли. Да и просто посмотреть на них, прикоснуться к истории - большое удовольствие. Главный принцип благовещенских коллекционеров - «нутро» автомобиля не должно заменяться. Конечно, можно поставить в «черный воронок» сиденья от «Тойоты», но тогда это уже не будет настоящая зловещая машина, которую боялись все без исключения: подлинный дух времени испарится. Ведь история - дама обидчивая. Для того чтобы узнать, какого цвета изначально был салон у «Москвича», Константину пришлось съездить в Москву, где сохранилась заводская модель. «Все рассмотрел, сфотографировал, теперь будем восстанавливать», - улыбнулся основатель музея. Кроме того, что в клубе-музее будут собираться увлеченные люди и желающие посмотреть на старинные машины, он поможет решить самую насущную проблему для владельцев ретроавтомобилей - поиск запчастей. Ведь детали на ретроавтомобили уже ни один завод не выпускает, а у участников клуба появится возможность обмениваться раритетными болтами и гаечками.

Возрастная категория материалов: 18+