Тындинские изобретатели дают вторую жизнь тепловозам БАМа

Сегодня в России отмечается день рационализатора и изобретателя. Почти на каждом предприятии есть люди, которые всю свою жизнь посвятили придумыванию нового оборудования, улучшению технологического процесса. Россия всегда славилась своими изобретателями. Именно нашей стране принадлежит множество разработок, которыми сегодня пользуется весь мир.

После перестройки, когда промышленность резко пришла в упадок, изобретатели ушли на второй план: их разработки никому не были нужны. В последнее время, когда производство стало развиваться, о конструкторах снова заговорили. Теперь их работа вновь оказалась востребованной. Например, Тындинское локомотивное депо без рационализаторов не получило бы такого развития, как сейчас, по многим причинам. Одна из них заключается в том, что на всей Байкало-Амурской магистрали работают советские тепловозы Ворошиловград-ского завода, который сегодня находится уже в другом государстве - Украине, и запчасти для локомотивов отсюда больше не поступают. Вот и приходится тындинским рационализаторам решать задачи за украинских заводчан: разрабатывать детали, конструировать различные механизмы. При этом изобретатели понимают, какая ответственность ложится на их плечи. Ведь от них зависит безопасность движения поездов. - Когда мы что-то изобрели, для нас главное - не просто отчитаться, нам важно, чтобы люди, которые эксплуатируют наше оборудование, были довольны, - объясняет Анатолий Кужель, тындинский рационализатор. - Поэтому мы продумываем каждую мелочь, чтобы все было последовательно и слесари меньше времени тратили на управление механизмами. Наши детали, которые устанавливаются на тепловозы, - это безопасность пассажиров. Каждый рационализатор владеет многими специальностями. Он и слесарь, и токарь, и даже экономист, потому что, прежде чем что-то конструировать, нужно просчитать экономический эффект. - Постоянно читаем техническую литературу, устраиваем творческие планерки и так в спорах находим истину, - делится с корреспондентом «АП» Борис Назаренко, мастер экспериментального цеха локомотивного депо Тынды. - Так почти из ничего наши рационализаторы делают вещи, которые имеют стоимость, и немаленькую. Ежегодно мы выдаем 70 - 80 рацпредложений с экономическим эффектом в несколько миллионов рублей. - Зачастую сидишь и думаешь, почему не получается сделать какую-то деталь, вроде бы все правильно, но все равно не идет, - рассказывает о творческих мыслях Вениамин Пархоменко. - Потом уже дома решаешь в уме и на бумаге технические головоломки, и в результате рождается очередное рационализаторское предложение. Так у Вениамина Пархоменко родилась идея создания моечной машины для двигателей тепловозов. Ноу-хау Вениамина Лотусовича за полтора часа очищает дизель от мазута и грязи. Раньше это делала бригада обтирщиц ручным способом, но эффекта такого не было: очистить двигатель до конца все равно не получалось. Теперь дизели выходят из мойки почти как новые. Это значительно упростило работу слесарей по ремонту механизмов: им не приходится быть по локоть в мазуте. Подобных машин на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири нет, их нигде не выпускают. А экономический эффект от изобретения Пархоменко несколько миллионов рублей. - Когда запустили мойку для дизелей - мое рационализаторское предложение, - было такое чувство радости, будто у меня родился ребенок, - делится эмоциями Вениамин Пархоменко. - Я в основном свой труд и люблю за то, что я не только что-то черчу, а вижу это, воплощенное в металле. Когда работаешь с бумагами, это одно, а когда родился какой-то узел, деталь, над которой ты думал очень долго, - это непередаваемые чувства. Почти всем тындинским конструкторам за сорок пять, молодежи среди изобретателей, можно сказать, нет. Как говорят ветераны рационализаторского дела, нет людей, у которых можно развить творческую жилку. Приходят выпускники институтов, посмотрят на работу, подумают немного и уходят. Оказывается, что одного высшего образования здесь мало, нужно иметь творческий склад ума, уметь мыслить и представлять, казалось бы, обычные вещи по-другому. Тындинское локомотивное депо постепенно превращается в завод по ремонту тепловозов. Уже сейчас здесь реконструируют локомотивы соседних с БАМом дорог: Забайкальской и Восточно-Сибирской, железных дорог Якутии. Поэтому нужно совершенствовать технологический процесс, повышать производительность труда. Руководство депо в этом большую ставку делает на рационализаторов экспериментального цеха. - Железная дорога во многом держится за счет творческой мысли изобретателей. Ведь тот же тепловоз или вагон состоит из тысяч различных деталей, и в случае выхода какого-то элемента из строя не всегда есть возможность его заменить заводским, их могут просто уже не выпускать. И здесь на помощь приходят рационализаторы, - говорит Владимир Крапивный, главный инженер Дальневосточной железной дороги. Не только детали, оборудование придумывают тындинские Кулибины. В том же депо рационализаторы сконструировали место отдыха для рабочих с фонтаном и фауной севера Приамурья: медведями, птицами. Настоящими умельцами слывут изобретатели и в домашнем хозяйстве. Одни отказались от услуг мебельных магазинов: сами разрабатывают мебель. Некоторые превратили свое жилище в высокоинтеллектуальный дом, напичканный разной электроникой, значительно упрощающей быт. - Моя жена часто просит что-нибудь сделать, но пока я не представлю, что она хочет и не добьюсь от нее идеи, не приготовлю материалы, за работу я не берусь, - рассказывает Вениамин Пархоменко, рационализатор тындинского локомотивного депо. - Я всегда говорю, что лучше сделать один раз хорошо, чем сделать быстро и потом это переделывать. У тындинских рационализаторов много идей, и есть надежда, что все они воплотятся в жизнь. По Байкало-Амурской магистрали растут грузоперевозки, поэтому мысли изобретателей, как никогда, нужны железнодорожникам.

Возрастная категория материалов: 18+