О том, что прилавки ломятся от нелегальных товаров, правоохранители знают, но поделать ничего не могут. И, очевидно, не смогут. Взгляды таможенников и милиционеров обращены на грузовые пункты пропуска, в то время как основная масса «левака» проходит через пассажирские. Силовики сжимают в кулак контрабандистов, изымая крупные партии незадекларированных товаров, а контрафактная одежда, обувь, посуда, бытовая техника продолжают рекой течь в регион. В сердце Благовещенска - центральный городской рынок. Прилавки китайских рядов завалены левой продукцией. Здесь можно найти модные очки от «Gucci», футболку от «Dolce & Gabanna», спортивную форму от «Reebok», «Adidas» и «Nike». В 200 рублей обойдется чайник «Tefal», на 100 дороже - кофеварка «Braun». В фирменном магазине все это стоит в пять раз дороже. Остановить поток контрафактных товаров, которые через пассажирские пункты пропуска провозят так называемые «фонари», невозможно. Контролирующие и надзорные органы прекрасно осведомлены о таких каналах поставки в Приамурье. Однако мелкие партии «левой» одежды известных марок от китайского производителя не интересуют правообладателей. Большинство владельцев зарегистрированных в России товарных знаков находятся в Москве, поэтому ехать на Дальний Восток из-за даже пяти тысяч пар джинсов или кед им невыгодно. - Не так давно у нас находился материал по поводу одной из известных спортивных марок. Я лично разговаривал с правообладателем, просил прислать бумаги, сообщал о крупном ущербе, месяц до них дозванивался - бесполезно. До сих пор документы не пришли. Вот такое у них желание защищать свои права, - комментирует ситуацию и. о. Благовещенского транспортного прокурора Александр Малых. По большому счету, существующую в Амурской области схему доставки контрафактных товаров из Китая в Россию нельзя даже назвать «серой» и тем более контрабандой. Формально вещи, которые ежедневно провозят благовещенцы и жители Приамурья, - это легальный импорт. «Серый» товар - провезенный через таможню под видом более дешевого. Контрабанда же, или «черный» импорт, - незаконная перевозка товаров через границу, в обход таможенных пошлин и государственных сборов. В Приамурье работает механизм законного провоза товаров через реку. Ключевое слово здесь - беспошлинный ввоз. В начале 90-х правительство щедрым жестом разрешило россиянам провозить через границу 50 килограммов товаров для личного пользования без уплаты таможенных пошлин. Вот этой лазейкой и воспользовались «челноки». Люди с тяжеленными баулами пересекали границу, чтобы бесплатно ввезти в Россию купленный за копейки товар, а затем продать втридорога. Спустя годы власти озаботились объемами контрафактной китайской продукции на рынках страны. Лихим росчерком пера премьер-министр Михаил Фрадков изменил порядок беспошлинного ввоза груза в страну. С 26 февраля нынешнего года, не уплачивая пошлину через границу можно брать лишь 35 килограммов, и только раз в месяц. Немного ранее глава Мин-экономразвития Герман Греф приказал таможенникам снизить долю импорта «серой» электроники, бытовой техники, одежды, обуви и мебели до 15 процентов. Однако ни изменение порядка беспошлинного ввоза товаров, ни наказ Германа Оскаровича существенно ситуацию у нас не изменили. В Приамурье действует довольно простая схема доставки на рынки региона «левого» ширпотреба. Главные действующие лица: поставщик в Китае, «кирпич», «фонарь», бригадир «фонарей», заказчик в России. Вся ввозимая из Поднебесной одежда и обувь предназначена «на заказ» конкретному человеку. Этот человек сообщает своим партнерам в Китае о том, что ему необходимо получить три тысячи пар кроссовок. Поставщик по другую сторону «высоких берегов Амура» принимает заказ. «Кирпич» является руководителем некой службы экспресс-доставки. «Фонари» - экспедиторами, сопровождающими товар. Каждый «фонарь» под надзором старшего группы - бригадира - бесплатно провозит те самые 35 килограммов вещей, якобы для личного пользования. Затем эти вещи оседают на рынках Благовещенска, Свободного, Иркутска, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов необъятной России. «Фонарят» в Приамурье представители разных классов и социальных прослоек общества. Главное условие - наличие загранпаспорта. После того как частота беспошлинного перемещения границы снизилась в четыре раза, возник дефицит «фонарей». Сейчас на эту работу пошли даже пенсионеры. Зарплата за один рейс - от 300 до 400 рублей. Бригадиры также получают надбавку за руководство группой - дополнительно до 100 рублей. «Кирпич» оплачивает все таможенные сборы за пересечение границы. Ежедневно пассажирский пункт пропуска Благовещенск - Хэйхэ пересекает около трех тысяч человек. Еще двести - погранпереход Поярково - Сюньке. В иные дни таможенникам приходится оформлять до пяти тысяч человек, уезжающих в обоих направлениях. Больше половины из них - «фонари». Показателен факт - первого августа границу в районе областного центра пересекли почти две с половиной тысячи россиян и всего 633 китайца. На переходе Поярково -Сюньке из 191 человека, которые пересекли границу, граждан КНР - 11 человек. Оборот рынка контрафактной продукции в Приамурье никто никогда не считал. Однако эта цифра не с пятью и даже не с шестью нулями. Проще всего доказать, что «фонари» провозят товар не для себя, а на продажу, с помощью специальных оперативных методов, однако использование их ограничено. Провоз контрафакта с целью последующего сбыта не относится к категории тяжких преступлений, говорить о существовании организованной преступной группировки изначально милиция и прокуратура также не могут. - Получается, что мы бьемся об стену. Даже если станем задерживать каждого второго, проходящего пассажирский пункт пропуска, позиция суда в большинстве случаев будет однозначна. Нужно доказать, что этот товар привезен не для личного пользования. А чтобы доказать, что человек вез продукцию именно в коммерческих целях, нужно вывести на чистую воду всю цепочку и доказать, что он стоит на рынке и торгует этим товаром. В данном случае это нереально, - подытожил представитель транспортной прокуратуры.

Возрастная категория материалов: 18+