Кто постится, тот с добрым духом молится

Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи, и притом не скоромной, а постной. Это необходимое средство для успеха в жизни духовной, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу, ослабляет силу чувственных влечений. Подобное воздержание показывает человеку, что для его жизни нужно немногое и здоровье его зависит не от изысканной, а от простой пищи.

Кроме того, пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, помогает выяснить, что плоть его больше всего любит. Это делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. «Кто постится, тот с добрым духом молится», - говорит св. Иоанн Златоуст. Устав Церкви учит, от чего следует отказаться во время постов - «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться от некоторых брашен (то есть еды, пищи. - Ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов». Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас отказываться от этих плодов. По преданию св. отцов, «если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август». В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая. Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях. И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям - в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Возрастная категория материалов: 18+