Автовладельцы скинутся на дороги

Транспортный налог в Амурской области, скорее всего, с 2007 года будет увеличен на 50 процентов. Доля от поступлений останется в бюджете муниципальных образований, чтобы заинтересовать их глав в организации сбора налога наполнением собственного бюджета.

Вчера на совещании, в котором приняли участие депутаты областного Совета, руководители структурных подразделений обладминистрации и главы муниципальных образований, шла речь о дорогах и финансах. Точнее, о наполнении территориального дорожного фонда с помощью транспортного налога и о формировании межбюджетных отношений в области на 2007 год. Пять рублей с лошадиной силы — это мизер Истиной, что дороги у нас никуда не годятся, никого не удивишь. 131-й федеральный закон, изменивший территориальную классификацию дорог, лишь добавил проблем. По словам начальника управления автомобильных дорог Амурской области Анатолия Сверщука, из 15 тысяч километров дорог общего пользования почти половина стала муниципальными. Это городские и поселковые улицы, дороги на территории муниципальных образований. На ремонт одного километра дороги требуется 30 тысяч рублей. Где муниципалитетам, особенно дотационным, брать такие деньги, неясно. Автотрассы, подведомственные «Амурупрадору», тоже не в лучшем состоянии - доходная часть бюджета территориального дорожного фонда меньше расходной чуть не втрое. Поэтому не только дороги, но и 20 процентов мостов в области - в аварийном состоянии. По мнению Анатолия Сверщука, один из неиспользованных резервов в этом плане - транспортный налог. Анатолий Васильевич оглушил собравшихся цифрой: недоимка транспортного налога в Приамурье на 1 августа 2006 года составила 85 миллионов рублей. Кроме того, у нас самый низкий транспортный налог по Дальневосточному федеральному округу - пять рублей с каждой лошадиной силы. При этом бюджетные учреждения, пенсионеры, инвалиды, сельхозтоваропроизводители имеют льготы по его оплате, которые в 2006 году, например, выльются в недополученных 23 миллиона рублей. Все это влияет на уменьшение дорожного фонда. Вывод: нужно поднять транспортный налог на 50 процентов и увеличить его собираемость. Ясность по поводу несобранных 85 миллионов внес Эдуард Фортыгин, и. о. заместителя руководителя областного Управления федеральной налоговой службы. 84 миллиона должны государству физические лица. Точнее, 68 тысяч неплательщиков. Оставшийся миллион недоимки - на совести юридических лиц, из них большинство - бюджетные организации, с которых ничего не возьмешь - закон запрещает. С остальных юридических лиц тоже взять нечего, поскольку их имущество, в том числе и автомобили, арестованы. Попытка взыскать с физических лиц недоимку через службу судебных приставов оказалась неудачной. За 7 месяцев текущего года из недополученных 18 миллионов рублей после работы приставов в казну поступило всего 42 тысячи (или 0,2 процента). И как правило, признал Эдуард Фортыгин, сумму недоимки невозможно взыскать по объективным причинам. При конкретном выяснении оказывается, что автомобиль давно продан (угнан, подарен, разобран на запчасти), но в базе данных ГИБДД он числится как действующий. Поэтому бумаги и конвертов оказалось затрачено неоправданно много по сравнению с полученным результатом. Представители налоговой службы считают, что нужно прежде всего навести порядок в базе данных ГИБДД, а во-вторых, разработать и нормативно закрепить механизм, аналогичный действующему в Хабаровском крае: контроль за уплатой транспортного налога осуществляется во время прохождения техосмотра. И поскольку возвращение в бюджет недоимки никто не гарантирует, увеличение ставки транспортного налога неизбежно. Председатель областного Совета народных депутатов Олег Турков поддержал идею увеличения транспортного налога. - Моя позиция - это необходимо делать, - сказал он корреспонденту «АП». - Никто не хочет платить налог, но все хотят ездить по прекрасным, отремонтированным дорогам. На какие же средства их приводить в порядок? Приамурье - не самый бедный регион в ДФО, при этом ставки транспортного налога у нас самые невысокие. И потом, когда человек уверяет, что заплатить в казну полторы тысячи рублей в год для него дорого, и в то же время каждую неделю по две тысячи тратит на заправку автомобиля бензином - разве это правильно? При этом Олег Турков признался, что сам он - автовладелец и транспортный налог, как и все прочие налоги, платит исправно. Как заставить собирать налоги На совещании глав муниципальных образований в очередной раз призвали работать над своей доходной базой. Председатель комитета облсовета по бюджету, налогам и финансам Наталья Пугачева сравнила глав муниципальных образований с кукушатами, которые, раскрыв клювы, сидят и ждут, когда им дадут дотацию. На деле получается, что главы районов получают кредиты для осуществления своих полномочий, затем ждут дотации из области, чтобы погасить эти кредиты. Чтобы у дотационных территорий появился интерес в увеличении доходной части своих бюджетов, прозвучало предложение расщепления некоторых налогов и распределения их на территории взамен дотаций. Это касается доли транспортного налога, налога на доходы физических лиц, добычу полезных ископаемых, на игорный бизнес и другие. - Проговаривается увеличение доли налога, который пойдет на территорию того или иного муниципального образования, до 50 процентов, - говорит Олег Турков. - Аргумент - заинтересовать муниципальное образование работать по сбору налогов. У нас колоссальный недобор по транспортному налогу отчасти потому, что муниципалы не заинтересованы в его сборе. То же самое по налогу на игорный бизнес: в городах и поселках много незарегистрированных столов и игровых автоматов, в том числе и в Благовещенске. Какой смысл мэрии Благовещенска каждый день заниматься работой по постановке на учет игровых автоматов и столов, если все средства идут субъекту? Есть предложение ряда депутатов, что если мы игорный бизнес отдадим Благовещенску, то город в первую очередь будет заинтересован в сборе этого налога, ведь его доля напрямую будет поступать в местный бюджет. Второе предложение, которое внес депутат облсовета Анатолий Белоногов, - по дифференциации «расщепленных» налогов, как было раньше по налогам на доходы физических лиц. В одной территории, допустим, целесообразно оставлять 60 процентов налоговых поступлений в бюджете муниципального образования, в другой - 30. Это тоже должно стимулировать территории к сбору налога и увеличению своей налоговой базы. Все эти предложения будут рассматриваться на сессии областного Совета 21 сентября. - Проблема лишь в том, что заявки по дифференциации налогов подали лишь пять территорий, - пояснил председатель областного Совета, - а остальные как бы согласны с тем, что есть. Но это неверная позиция. В этом году, подчеркнул спикер, на помощь из Москвы придется рассчитывать меньше всего. Она строится на основе количества проживающих жителей, и при том оттоке населения, который мы имеем, с превалированием смертности над рождаемостью, она будет лишь уменьшаться. «Для исполнения полномочий областного уровня нам необходимо шесть миллиардов рублей дополнительно, и двух миллиардов не хватает муниципальным образованиям для выполнения их полномочий, - сказал Олег Турков. - Эту сумму мы будем просить, но рассчитывать всерьез получить ее - это иллюзии. Если получим миллионов 600 - уже будет хорошо».

Возрастная категория материалов: 18+