Бронзовый Гайдай поселился на малой родине

Великий комедиограф Леонид Гайдай вернулся на свою историческую родину — в город Свободный — в бронзовом воплощении. В четверг делегация актеров «Амурской осени» открыла памятник коллеге и учителю. На площади, где возвышается трехметровая фигура, завернутая в ткань, негде было упасть не то что яблоку — листку с автографом.

Особо ловкие зрители расположились на крышах соседних домов. А очень любопытные наблюдали церемонию сквозь прорванные дыры в огромном баннере «Амурская осень». Несмотря на середину трудового дня, полгорода пришло взглянуть на актеров. Люди в толпе рассказали, что работу они не прогуливают — многие учреждения официально отпустили сотрудников поглазеть на звезд. В некоторых школах даже отменили занятия.

- Событие такого масштаба для нас редкость, это же соприкосновение с лучшими представителями российской культуры. Детям полезно будет взглянуть на классиков отечественного кинематографа, — считают педагоги.

Однако из сотни обещанных свободненцам супер-стар на церемонию прибыли лишь супруга режиссера Нина Гребешкова, композитор Александр Зацепин, Дмитрий Харатьян и Валентина Талызина. Натальи Варлей на открытии памятника не оказалось. Дела в это утро позвали комсомолку-красавицу назад в Москву. Поэтому знаменитую композицию про медведей собравшиеся на торжество слушали в исполнении местных талантов. (Кстати, как рассказали «АП» коллеги Гайдая, в самой «Кавказской пленнице» поет тоже не Варлей, просто фонограмма удачно наложена).

Праздничную атмосферу удалось создать малыми силами. Саундтреком к церемонии стала музыка из фильмов Леонида Иовича, звучали слова благодарности и восхищения, мэр города имитировал присядку. Право снять со скульптуры покров предоставили вдове режиссера и его внучке. На гранитном постаменте написана только фамилия, не указаны ни род занятий, ни список снятых им фильмов. 18 лент до сих пор говорят о таланте Гайдая лучше всех литых надписей.

Нина Гребешкова и ее внучка Ольга видели несколько эскизов будущего монумента режиссеру, однако какой именно из «Гайдаев» украсит малую родину кинодеятеля, не знали. Мужчина, сидящий на стопке коробок из-под кинопленки с сигаретой и сценарием в руках, им понравился.

- Варианты скульптуры были разные, оригинальные и даже странные, какие-то абстракции, — делится впечатлениями внучка. — Но сам памятник получился одновременно и сдержанным, и доброжелательным, таким, каким и был при жизни дед. По крайней мере, таким я его знала. Вообще, я не очень хорошо помню Леонида Иовича: когда он умер, мне было чуть больше 10 лет. Он приходил к нам в гости, играл со мной, но без сюсюканий, а как-то очень наблюдательно. Ему было интересно смотреть, как ребенок меняется день за днем.

Про свои пристрастия в области кинематографа Ольга тоже рассказала:

- Я наизусть знаю все фильмы деда, но также люблю творчество Рязанова и Данелии. Тут прозвучали слова, что Гайдай самый великий советский режиссер. Думаю, сам Леонид Иович был бы против таких характеристик. У него уникальный юмор, однако на первое место он бы не стал претендовать.

На съемочной площадке у деда Ольга побывала лишь один раз, когда играла маленькую девочку в начале фильма «Операция «Кооперация». Несмотря на этот актер-ский опыт, по стопам Гайдая внучка не пошла: работает в банке и к творчеству не имеет никакого отношения. Однако гены иногда сказываются: во время церемонии Ольга не выпускала из рук видеокамеру, искала удачные ракурсы и гармонично смотрелась как среди гостей, так и в толпе журналистов.

- Смонтирую небольшой фильм, — объясняет она дальнейшую судьбу видеозаписи. — Это, конечно не широкоэкранная история, но друзья ее увидят.

Супруга знаменитого комедиографа отметила, что ей было интересно побывать на родине своего мужа, почувствовать атмосферу, в которой он вырос.

- Леня родился в Свободном, потом семья переехала на запад. Очень признательна администрации города, что она «откопала корни» и пригласила нас сюда. Мне местные художники подарили картину — на ней сопки, которые Гайдай видел в детстве.

Как будет выглядеть будущая гордость Свободного, не знали даже сами горожане. Пока устанавливали памятник, видно было немного. Представление о скульптуре местное население черпало из эскизов в газетах и из телерепортажей. Результат все дружно одобрили. Памятник поставили возле единственного в городе кинотеатра. Еще недавно на здании красовалась вывеска «Юность», но к церемонии общественно-культурное заведение переименовали в кинотеатр имени Леонида Гайдая.

Вечером после торжеств жителям был устроен спецпоказ — на свежевыкрашенных стенах наклеены афиши со знакомыми всем названиями: «Кавказская пленница», «Деловые люди», «Новые приключения Шурика». Среди них особенно парадоксально смотрелся плакат с американским мультфильмом «Дом-монстр».

После обнажения бронзовой фигуры звезды вооружились лопатами и посадили молодые деревья на аллее памяти. Ветки саженцев украсили открытками с автографами. Но бумажки с надписями «Спасибо Гайдаю. Харатьян» и «Это я посадила. Талызина» горожане быстро разобрали на сувениры.

Возрастная категория материалов: 18+