«Меченосец»: немое кино

Отечественные режиссеры активно начали осваивать жанр блокбастера: «Дозоры», «9 рота», «Личный номер», «Бой с тенью». Это модно и престижно. Однако автор новой ленты «Меченосец» отказывается от такого определения. Филипп Янковский называет свое детище драмой. Чего в картине больше - спецэффектов, крови, мистики или психологизма - пыталась разобраться «АП».

В кадре Если в первом кадре тонет мотоцикл, то в конце фильма не стоит ждать радости и счастья. Так вывернул наизнанку чеховскую инструкцию про ружье молодой режиссер. И не зря - весь сеанс зал напряженно смотрит на парня с плотно сжатыми губами. Молчаливый юноша Саша ведет странную жизнь. Работает ли он - неизвестно, где живет - непонятно, но подобные бытовые детали сценарист опускает не зря. Одного взгляда на героя Артема Ткаченко понятно, что тот не от мира сего и в его реальности не нужны такие вещи. Ему не досаждает постоянный ливень, он не мерзнет, потому что его руки холоднее окружающей среды. Руки ледяные, потому что в них спрятан меч. Саша режет лезвием почти каждого, кто попадается на его пути. В независимости от того, насколько жертва перед ним виновата и виновата ли вообще. Кавказец, продающий кинжалы, отец, не принимавший участие в воспитании сына и не плативший алименты, милиционеры... Он не умеет контролировать себя, ярость вырывается наружу, и он действует вслепую. Пока не встречает ту, которая способна сдержать бушующую стихию. Появляется она, и заканчиваются мучительные флэшбеки (вспышки памяти) и дожди. Художница Катя плетет из бисера и рисует батик. Она не спрашивает мужчину, встреченного на лестничной площадке, как его зовут, кто он и зачем постоянно бинтует правую кисть. Она принимает его таким, какой он есть. Ей все равно, что «Бог с этим человеком опоздал», что «с ним нельзя». За кадром Кажется, «Меченосец» открывает в отечественном кинематографе новую эру немых фильмов. За два часа событий зрители услышали диалогов не больше чем на 30 минут. Всю остальную информацию и настроение передают взгляды, жесты, обстановка. Смотришь на Артема Ткаченко в черном пальто под ливнем на крыше и невольно ассоциируешь персонажа с врубелевским «Демоном»: тоска, неприкаянность, запредельность. Эстетика минимализма в мансарде Кати красноречиво сообщает о тонком вкусе, чувственности и одиночестве девушки. Спелые яблоки в опавших кленовых листьях, не по-русски гладкий асфальт говорят, что жизнь хороша. Отсутствие диалогов компенсировано саундтреком. Вот тут хочется пожать руку композитору Игорю Вдовину. Он писал музыку к «Жести», «Гарпастуму», «Богине», теперь и к «Меченосцу». Электроника с неровными фортепианными партиями сказала больше, чем если бы всю потусторонность и инородность Саши режиссер попытался определить вербально. И с Катей у них такой уровень отношений, когда все понятно без слов. Интересна, хотя и неоригинальна, сама структура ленты. Режиссер играет с хронологией. Начинается кино с финала, потом зрителя ведут по главному действию, постоянно вкрапляя туда флэшбеки из детства героя. Нелинейное повествование расшифровывает причины появления меча в ладони. Оно показывает, что Саша был обычным ребенком и вырос бы стандартным семьянином, если бы не грубость и жестокость окружающего мира. Персонаж Ткаченко становится сверхчеловеком не потому, что у него из руки вырастает лезвие в минуты ярости. А потому, что он почти по Ницше стоит за пределами добра и зла. И его мироощущение - это сверхлогика, сверхцели, пугающие гуманно настроенных обывателей. Все, кто попадает в радиус его действия, обречены на гибель, на шок, на любовь. Пресса оценивает игру Ткаченко по-разному: одни аплодируют, другие плюются. Однако если учесть, что это первая драматическая роль 24-летнего парня (до этого он снимался в молодежных комедиях «Ненасытные», «Мечтать невредно», «Даже не думай»), то он с ней, скорее, справился. Ему удалось сработаться с мастером Чулпан Хаматовой. Она играет чувственность, он - жестокость. Она - красавица, он - чудовище. Она, передвигаясь весь фильм на цыпочках, запрокидывает голову. он закрывает двухметровой фигурой свет в окне и разделывает на филе и грудинку негодяев. В комикс про супермегагероя фильм не скатывается также благодаря корректной подаче необычных свойств героя. Лезвие с металлическим лязгом не выскакивает демонстративно из ладони, крупным кадром не показывают, как холодное оружие прячется назад в плоть. Просто махнул рукой, и очередная жертва оседает на пол. Если бы не навязчивые рекламные ролики, буклеты и аннотации, рассказывающие о «мече, появляющемся из кисти», то понять, что у парня не самая простая физиология, можно только по последней трети фильма. Но даже, когда Саша крушит корабельные сосны на берегу моря «голыми» руками, ясно, что клинок - это метафора. Ярость и сила - оружие, данное самой природой. Отказаться от него невозможно, контролировать тоже. И это жало вызывают наружу отчаяние и холодность других людей. ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ l Филипп Янковский после «Статского советника» решил снимать современную историю. Хотел сделать фильм про любовь, но подходящий сценарий мелодрамы не подобрали. В этот период он познакомился со сценарием «Меченосца» по роману Евгения Даниленко. Режиссеру понравилось сочетание жестокости и нежности, невинности и порока одновременно. l Съемки «Меченосца» начались 15 сентября 2005 года в Санкт-Петербурге. Работа над фильмом походила на секретную операцию: Янковский не давал интервью, репортеров на съемки не пускали. l Спецэффектами и компьютерной графикой занимались профессионалы. У Олега Беляева на счету оба «Дозора». Художник Елена Жукова «оживляла» Эрмитаж в «Русском ковчеге» и представляла Берлин и Токио после бомбежек в сокуровских «Бункере» и «Солнце». l Ни одна из сцен «Меченосца» не была отснята в кинопавильонах. На натуре действие выглядит более жизненно. Бутафорскому цеху пришлось посадить лес на побережье Финского залива... l Мистика прослеживается не только в сюжете ленты. На съемочной площадке происходили необычные вещи. По словам актрисы Татьяны Лютаевой, сыгравшей Беллу, во время работы над сценой в кафе в небе появились около десяти НЛО. А Артем Ткаченко утверждает, что дублерши, которых он носил на руках вместо Хаматовой, были значительно тяжелее ее. ЗРИТЕЛЬСКОЕ ЖЮРИ Анна: «На мой взгляд, фильм продолжает приоткрывать дверь, которая позволит российскому кино выйти на международный уровень. Мне понравилось! И я буду объяснять любому, что слабых сторон и непродуманности сюжета у этого кино практически нет. А то, что в фильме неопределено само появление меча из руки главного героя (в смысле «а откуда вообще?»), - это полностью продуманная авторская задумка. И все здесь просто замечательно Олег: «Авторы фильма подают своего героя так, что их сочувствие и желание заразить им зрителей очевидны. Между тем Саша, хоть и вызывает ассоциации с Росомахой из «Людей Икс», ближе скорее к Греную из «Парфюмера». Это человек, лишенный моральных принципов и тормозов. Он убивает не только тех, кто его чем-то обидел, а даже просто так. Таких называют отморозками». Анатолий: «Это лучший фильм об одиночестве, который мне доводилось видеть в последнее время. Фильм о том, что сверхчеловек всегда будет один не потому, что он выше остальных, а потому, что планета его вращается совсем с другой скоростью и все остальные с нее просто слетают. Фильм, в котором подспудная мечта любого здравого пацанишки - рубить плохишей, не отходя от кассы, - воплощена в жизнь. Показано разрубание на фарш минималистично и именно потому достоверно. И у кого после просмотра фильма осталась эта мечта?» Игорь: «Диалоги в фильме прекрасны, их почти нет. А Чулпан Хаматова ничего, хоть и стареет. Мне кажется, у нее увеличена грудь. Это ее сверхсила».

Возрастная категория материалов: 18+