В этот день в 1991 году указом Президента РФ государственная налоговая служба была выведена из состава Министерства финансов. О том, как трудятся налоговики Приамурья сегодня, в интервью «АП» рассказывает руководитель Управления ФНС России по Амурской области Юрий Высоцкий. - Юрий Владимирович, сейчас налоговая служба ведет реестры юридических лиц и предпринимателей, работающих на данной территории, сюда стекается бухгалтерская отчетность о деятельности предприятий. Таким образом, вы как на ладони видите социально-экономическое состояние региона. Как выглядит Амурская область? - Мы, естественно, интересуемся макроэкономическими показателями и показателями социально-экономического развития области в целях прогнозирования перспективы развития налогооблагаемой базы. Потому что для нас результаты развития отраслей экономики очень важны. Ведь это напрямую связано с поступлениями платежей в бюджет. Если говорить о макроэкономических показателях развития экономики области, то можно сказать, что индекс промышленного производства, преодолев тенденцию снижения в 2004 - 2005 годах, в 2006 году вырос на 7,2 процентных пункта и составил 101,8 процента, и это положительный фактор. Основными ведущими отраслями, как мы говорим, налогообразующими, на сегодняшний день у нас являются гидроэнергетика, золотодобывающая отрасль, лесозаготовка и торговля. Конечно, Амурская область не относится к промышленно развитым, ее нельзя сравнивать с регионами Западной Сибири и Урала, от которых мы отстаем. Но перспективы просматриваются, в частности по гидроэнергетике. По золотодобывающей отрасли тоже позитивная картина. Ожидается, что в этом году, как и в прошлом, отрасль даст более 14 тонн золота. Основное место пока занимает россыпное золото, которое добывают артели старателей, но тем не менее уже порядка 40% от этого объема приходится на долю рудного золота. Капитальные затраты, которые были вложены в развитие промышленной базы на Покровском месторождении, дают конкретную отдачу. ОАО «Покровский рудник» в этом году заплатил налогов в 3 раза больше аналогичного периода прошлого года. Есть перспективы по Березитовому и Олекминскому месторождениям рудного золота. Учитывая, что мы приграничная область, существенную роль в экономике играет торговля. В 2005 году от нее поступило 20% всех платежей, в этом году торгующие организации чуть снизили объемы, их доля в общих налоговых поступлениях - 19%. - Пока Амурская область - дотационный регион. Как вы считаете, есть ли у нее перспективы стать самоокупаемой? - Да, на сегодняшний день область собственными доходами расходы не покрывает. Без увеличения налогооблагаемой базы, развития перспективных отраслей, создания новых предприятий эту задачу не решить. Мы возлагаем большие надежды на строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», который будет проходить через Тындинский и Сковородинский районы, строительство федеральной дороги, развитие рудных месторождений. Ведь минерально-сырьевая база Амурской области очень богатая, даже в части разведанных месторождений. Другое дело, что нужны инвесторы, которые помогут освоить эти месторождения. Амурская область одна из первых в России перешла на работу в условиях 131-го Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В области действуют 318 муниципальных образований, имеющих самостоятельные бюджеты. Поступлений от налогов, которые сегодня закреплены за бюджетами муниципалитетов, недостаточно не только для развития территорий, но и на выплату зарплаты и коммунальные платежи. Естественно, что без дотаций из областного бюджета (для этого существует специальный фонд, выработаны механизмы межбюджетных отношений) муниципалитеты не выйдут из сложной ситуации. Точно так же, как и субъект без помощи федерации. - Какие перемены произошли за 15 лет существования налоговой службы, какие новые обязанности у нее появились? Главным по-прежнему остается контроль? - За 15 лет, конечно, многое изменилось. Ведь когда службу вывели из финорганов, у нас не было ни материальной базы, ни даже четкого понимания того, какие функции будут возложены на налоговиков. Мы понимали, что такой инструмент, как налоги, существует в любом государстве, без него государство не может, как без армии и без суда, но было не ясно, какую роль отведут новой структуре. Со временем все встало на свои места. И сегодня, отмечая уже 15-летие, мы понимаем, что основная, самая главная наша задача - это контроль и надзор за начислением и поступлением налоговых платежей в бюджеты всех уровней. За эти пятнадцать лет пришли и новые функции. Мы стали регистрирующим органом, ведем реестры юридических лиц и предпринимателей. На нас возложены контроль в сфере оборота алкогольной продукции, функция уполномоченного органа по банкротству. Это три очень крупных блока вопросов, которые переданы налоговым органам из других ведомств. И, наверное, это сделано логично и правильно. Хотя, конечно, в этой связи существенно выросла нагрузка на наших работников. Не случайно на одном из последних совещаний в ФНС России премьер-министр Михаил Фрадков подчеркнул, что на сегодняшний день налоговая служба - единственный орган, который имеет всеобъемлющую и полную информацию об экономическом состоянии государства. И это действительно так, поскольку у нас собираются данные о каждом плательщике, причем в динамике. Мы анализируем имеющиеся базы данных, финансово-хозяйственную деятельность предприятий, экономику области в целом. Должен сказать, что как регистрирующий орган налоговая служба справилась со своей задачей. А сколько было споров, прежде чем передать эту функцию налоговикам. Но сегодня сомнений нет - сделали это правильно. Реестр юридических лиц и предпринимателей - это единый информационный ресурс, всеобъемлющий и прозрачный от федерального до районного уровня. - Кто этим ресурсом может воспользоваться, кроме ваших специалистов? - Любой налогоплательщик может получить информацию из этого ресурса, написав заявление и заплатив символическую сумму при условии, что информация не является конфиденциальной. И многие делают такие запросы, например, чтобы уточнить данные по возможным партнерам по бизнесу. В числе наших постоянных пользователей - администрация области, правоохранительные и контролирующие органы. - Как за эти годы изменилась структура налогоплательщиков? - Сначала это были только государственные предприятия, затем, с выходом закона «О кооперации», государственный сектор экономики «разбавили» кооперативы. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» дал старт новым организационно-правовым формам, появились первые акционерные общества, товарищества. Сейчас среди налогоплательщиков преобладают ООО и ОАО. Но наша основная задача остается неизменной. неважно, как плательщик изменяется по правовой форме, какая форма собственности лежит в основе и кто является учредителем - государство или физические лица. Важно, чтобы он соблюдал российские законы в части налогообложения. Подходы у нас единые ко всем правовым формам, ко всем плательщикам. Мы должны обеспечить поступление платежей в бюджет в установленные сроки и в полном объеме. Если этого не сделаем, государство на всех уровнях власти, начиная от федерального уровня и заканчивая муниципальными образованиями, не сможет выплатить зарплату, отопить, осветить, купить медикаменты и так далее. Число налогоплательщиков тоже постоянно растет. В 2004 году было 12170 плательщиков - юридических лиц, на 1 января 2006 года - 14094. Изменилась и структура юридических лиц. За два последних года увеличилось количество муниципальных предприятий и учреждений на 3%, почти на 12% - обществ и товариществ. В то же время уменьшилась численность государственных предприятий и учреждений на 2,5 % и акционерных обществ на 4,4 %. - Юрий Владимирович, проблема собираемости налогов стоит остро? - Наша работа состоит из трех составляющих. Во-первых, мы обязаны собрать и обеспечить поступление текущих платежей. Во-вторых, мы должны обеспечить выполнение контрольных мероприятий, то есть проверить каждое предприятие с той периодичностью, которая установлена законом. Это плановые выездные проверки, а также камеральные проверки - каждую декларацию мы проверяем, не выходя на предприятие. И, конечно, имеем эффект от контрольной работы, потому что предприятия допускают нарушения, ошибки, а мы их выявляем. Третий момент - это работа с недобросовестными плательщиками, которые не заплатили текущие платежи, в результате чего возникла недоимка. Отдел урегулирования задолженности и процедуры банкротства на каждое первое число отслеживает такие предприятия, выводит недоплаченные суммы. Здесь уже вступает в свою законную силу 8-я глава Налогового кодекса, где определены меры принудительного взыскания в отношении недоимщиков. Да, проблема неуплаты существует. Она проявляется в разные периоды по-разному. Есть такие налоги, по которым 100-процентная собираемость, допустим ресурсные платежи, косвенные налоги, такие, как акцизы на ГСМ, алкоголь (по нему не может быть недоплаты). По поводу НДС - здесь не всегда получается 100%, но 95 - 98% у нас есть, по налогу на прибыль то же самое. Чтобы собираемость была стабильно высокой, мы проводим большую информационную, разъяснительную работу с налогоплательщиками. То есть мы - структура, которая не только контролирует и проверяет, но еще и разъясняет, помогает, информирует, напоминает. Мы ведем большую информационную работу через интернет-сайт управления. Любой бухгалтер, открыв его, увидит по налоговому календарю, какой налог надо уплатить в тот или иной срок. Информации так много, что только ленивый не знает о сроках отчетности. Сегодня мы понимаем, что перспектива наших добрых взаимоотношений с плательщиком - в прогрессивных формах общения, в повышении качества предоставляемого сервиса налогоплательщикам, развитии электронных услуг. Основу этой работы составляют сдача деклараций и проведение сверок расчетов с бюджетом в электронном виде. Тем более что на законодательном уровне решен вопрос об обязанности налогоплательщиков представлять отчетность в электронном виде. В связи с внесением изменений в статью 80 НК РФ с 1 января 2007 года налогоплательщики, среднесписочная численность которых составляет 250 человек и больше, обязаны направлять отчетность в налоговые органы только по каналам связи. С 1 января 2008 года эта обязанность появится у организаций с коллективом 100 человек и более. Это в значительной степени упрощает наши взаимоотношения, сокращает до минимума человеческий фактор, ошибки, очереди. Полученные по электронной почте декларации обрабатываются налоговыми органами в автоматическом режиме. Плательщик уже назавтра может провести сверку расчетов с бюджетом, причем не приходя в налоговую инспекцию, а отправив запрос по электронной почте. В этом мы видим наше будущее. И уже сегодня пытаемся сформировать налоговую культуру в обществе, работая с налогоплательщиками как партнеры. - И все-таки среди налогоплательщиков принято ругать законы о налогах... Как на них смотрят специалисты, которым их приходится исполнять? - Мы, конечно, не обсуждаем законы. Закон есть закон, и все обязаны его выполнять. Что же касается нормативно-правовых актов Амурской области, если они затрагивают вопросы налогообложения, мы активно участвуем в их разработке. Законопроекты, принимаемые областным Советом, поступают в управление на согласование. Юридическая служба, отраслевые отделы управления выдают по ним свои заключения. Мы оцениваем эти законы с точки зрения соответствия федеральному законодательству. Поскольку от правильности установления необходимых элементов налогообложения, таких, как категория налогоплательщиков, сроки уплаты, ставки, порядок определения налоговой базы, меры ответственности и прочие, будет зависеть исполнение закона. А налоговые органы контролируют выполнение законов, обеспечивают поступление налогов в бюджеты всех уровней, вплоть до муниципальных образований. Мы не сможем предъявить претензии налогоплательщику, выставить на него инкассовое распоряжение в бесспорном порядке, арестовывать имущество, если неграмотно принят закон и не прописана вся ответственность. Поэтому мы активно участвуем в этом процессе. Особенно что касается принятия областного бюджета. Управление направляет в администрацию свои расчеты: сколько поступило налогов во все уровни, сколько ждем поступлений до конца года и прогнозируем на следующий. На основании наших расчетов финансовый департамент начинает свою работу по формированию бюджета на очередной финансовый год. - Юрий Владимирович, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать налоговый инспектор? Профессия накладывает свой отпечаток? - Наша работа тяжела психологически. Только тот, кто приходит в любой контролирующий орган осознанно, кто уважает тех, кого проверяет, может стать достойным профессионалом. Можно выучить какой-то пункт закона, освоить регламент и понять, как проверять, но без уважения к налогоплательщику, терпения и чувства такта о профессионализме говорить не приходится. У нас в коллективе работают квалифицированные специалисты, которые знают, любят и с чувством долга выполняют свое дело. - Что бы вы пожелали своим коллегам в преддверии профессионального праздника? - 15-летие в современной истории - дата немалая. И она очень дорога нам, потому что трудно дается каждый год работы. И тем не менее коллектив Управления ФНС по Амурской области успешно развивается и решает поставленные перед ним задачи. Мы знаем - в коллективе есть специалисты налогового дела, которые посвятили ему многие десятилетия работы. Мы с радостью принимаем творческий порыв наших молодых сотрудников. У нас хорошие показатели, слаженно работают отделы и службы. Говоря высоким слогом, мы делаем очень важное дело - наполняем бюджет страны - и понимаем меру ответственности, возложенную на налоговые органы. Поэтому желаю своим коллегам побольше терпения и стабильности, поменьше - изменений в законодательстве. А также здоровья, осуществления надежд и, конечно, надежного тыла. Чтобы дети любили и уважали, мужья и жены поддерживали, потому что график нашей работы очень напряженный и выдержать его можно, только если в семье лад и понимание. ЦИФРЫ И ФАКТЫ Совет Министров СССР постановлением от 24 января 1990 года N 76 создал в системе Министерства финансов СССР государственную службу в составе Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР, государственных налоговых инспекций по автономным республикам, краям, округам, городам, районам и районам в городах. К 21 ноября 1991 года, когда Указом Президента РФ Государственная налоговая служба была выведена из состава Минфина, в Амурской области действовало 29 налоговых инспекций по городам и районам. * * * Сегодня налоговая служба Приамурья представляет собой разветвленную, хорошо организованную административно-территориальную структуру. В ее составе управление в Благовещенске и семь межрайонных инспекций, которые имеют 15 территориально обособленных рабочих мест. Центральные офисы инспекций располагаются в Благовещенске, Белогорске, Зее, Свободном, Тынде, Новобурейском и Тамбовке. * * * В целом на учете в налоговых органах Амурской области, по данным на 1 января 2006 года, состоит 13670 организаций и 782098 физических лиц, в том числе 19813 индивидуальных предпринимателей. За два последних года количество налогоплательщиков - юридических лиц выросло на 8%, физических лиц - на 10%. С этой армией налогоплательщиков работают 1060 налоговых специалистов. Из них непосредственно в управлении - 181 человек, в межрайонных инспекциях - 869. * * * Все больше налогоплательщиков Приамурья сдают отчетность по телекоммуникационным каналам связи, то есть через Интернет. Так, за третий квартал 2006 года из 9817 организаций 8059 (82%) представили отчетность в электронном виде, в том числе 1653 организации (19%) по каналам связи. Из 15913 предпринимателей ненулевую отчетность представили 12385 (78%). Через Интернет направили отчетность 1327 предпринимателей (11%).