Мы не из джаза

В благовещенском Доме офицеров Российской армии состоялся гала-концерт областного фестиваля джазовой музыки «Осенний блюз». Последний раз мелодии этого жанра амурские зрители слышали вживую лишь в прошлом веке - в 1995 году. Между тем во всем мире сегодня растет увлечение именно этим музыкальным направлением.

Возникшее чуть более века назад на основе синтеза европейской и африканской музыкальных культур, оно пережило своих создателей и сейчас имеет десятки миллионов поклонников. Джаз привлекает слушателей тембровым своеобразием и коллективной импровизацией. Рок, к сожалению, бывший некогда новаторским, революционным, в основном превратился в унылое повторение штампов. О попсе, от которой балдеют тринадцатилетние мальчики и девочки, даже говорить неудобно. Хабаровск и Владивосток, в отличие от нас, с завидным постоянством проводят джазовые фестивали с привлечением столичных музыкантов и гостей из-за рубежа. Так, недавно в Хабаровске с ошеломительным успехом выступили джазмены из Австрии. Чтобы исправить положение, директору областного Дома народного творчества Вячеславу Видякину пришла великолепная идея: собрать в Благовещенске коллективы, которые бы играли джаз. Управлению культуры администрации области идея пришлась по нраву. Директор Амурского областного музыкального училища Анатолий Хопатько тоже ее поддержал, предложив свой список кандидатов на предполагаемый фестиваль. Для активизации местных музыкантов решили пригласить именитых соседей. Чего стоит, например, трубач из Биробиджана Геннадий Богаченко, объездивший как солист, так и в составе коллективов 60 стран мира. Его оркестр постоянно меняет участников (поскольку состоит из студентов колледжа культуры), но не меняет высокий исполнительский уровень. Тем же самым славится эстрадный ансамбль из Хабаровского колледжа искусств под руководством Ильи Лушникова. Публики было много. Пришли многие музыканты областного центра, не замеченные в «баловстве» джазом. Зрительская масса в основном состояла из студентов музучилища и учащихся музыкальных школ. Также явились те, кому было любопытно: что же это такое джаз? Люди постарше вспомнили 20 - 30-е годы прошлого века, когда в Советском Союзе джаз был, мягко говоря, гоним. Он ведь пришел с Запада, и этим все сказано. Правда, потом власти сообразили, что «реакционной» музыкой занимаются, как правило, негры, а их нещадно эксплуатирует сытая американская буржуазия. Стало быть, негры - «наши» люди, угнетенные пролетарии. Так жанр был прощен и реабилитирован. Начал концерт эстрадный оркестр мэрии Благовещенска. Праздничность возрожденного жанра подчеркнули белоснежные костюмы музыкантов. Коллектив под управлением неувядаемого Рината Хайретдинова порадовал слушателей эстрадно-джазовой композицией «Квандо», мелодией знаменитой «Катюши» в аранжировке Олега Лундстрема и «Блюзом пьяной улицы». Солистка Елена Лузгина трогательно исполнила «Лунную серенаду». На смену оркестру явился эстрадный ансамбль «Ритм» из Центра эстетического воспитания имени В. Белоглазова. Художественный руководитель группы Федор Воробьев не сводил глаз со сцены. Он волновался дважды. Во-первых, солировал на саксофоне его сын Александр. Во-вторых, звучало его авторское сочинение «Амурская элегия». Были и джаз-солисты. Ольга Постникова из Шимановска несколько подражала Ларисе Долиной, Тамара Горчакова из эстрадного оркестра Зейской детской школы искусств развеселила зал песней «Я учу английский». Как всегда хорош был известный эстрадный бард Александр Викулов. Николай Сорокоумов из ансамбля «Ретро» (Тамбовка) так «выдал» песню из репертуара московской группы «Браво», что зал неистово застучал в ладоши. Стало ясно - публика тепло восприняла певца потому, что песня была до боли знакомая и приятная. А импровизационные ходы в джазовых коллективах биробиджанцев и хабаровчан, а также и некоторых наших были восприняты за редким исключением довольно спокойно. Это говорит о том, что благовещенская публика не привыкла к джазу. Конечно, уровень музыкальных коллективов был разным. Кто-то профессионально занимается музыкой, кто-то для души. Понятно, что народный духовой оркестр городского Дома народного творчества, ведомый Александром Кузнецовым, должен был порадовать публику, ибо исполнители - настоящие профессионалы. Однако коллектив из Тамбовки смотрелся тоже очень интересно, несмотря на то, что на первой трубе играл директор асфальтового завода Сергей Афонин, на второй - адвокат Анатолий Прозоров. - Фестиваль показал, что джазовая музыка у нас еще в зачаточном состоянии, - отметил директор муз-училища Анатолий Хопатько. - Весь репертуар, показанный сегодня, традиционный, классический. Конечно же, здесь прозвучали «Караван» Эллингтона и фрагменты оперы Гершвина «Порги и Бесс». Если джазовые фестивали будут у нас продолжаться, то мы услышим и другие, пока еще неизвестные большинству нашей публики произведения в этом жанре.