Надежда Анищенко: «Свой продукт воспринимаем как детище»

В особом представлении молочный комбинат «Благовещенский» не нуждается, так же как и его директор - Надежда Анищенко. 66-й год работает предприятие, из них 12 лет им успешно руководит наша героиня. Сегодня Надежда Анищенко делится своими взглядами на конкуренцию и раскрывает секреты производства настоящего масла, мороженого и молока.

Живой организм - Надежда Ивановна, ваш успех из чего складывается? - До такого возраста дожила и работаю руководителем, да и семья сложилась - наверное, это и есть успех. - Сколько лет вы руководите молочным комбинатом? - Здесь я уже двенадцатый год. Но вообще я в молочной промышленности с 1971 года. Окончила Улан-удэнский технологический институт по специальности инженер-технолог молока и молочных продуктов. Много лет работала в Пояркове на заводе сухого молока, потом было объединение молочной промышленности уже в Благовещенске и затем молочный комбинат. - Немного предприятий в Амурской области могут похвастаться столь продолжительным опытом работы. Управление компанией «с историей» сложнее, чем только что созданной фирмой? - Трудности есть в том плане, что предприятие - это живой организм, особенно если вырабатывается молочная продукция. Я всегда говорю, что молоко - это живой продукт. Поэтому отношение к производству должно быть как к живому организму. А если предприятию уже 65 лет исполнилось, то вместе с ним стареет все: мощности, здания, сооружения. В них нужно больше вкладывать инвестиций, чтобы можно было работать еще много-много лет и выпускать качественную продукцию. Требования сегодня все жестче и жестче, конкуренция большая. А новым предприятиям управлять проще. Всегда говорили: легче построить, чем вести реконструкцию. - Вы затронули тему конкуренции. Кто сегодня главный конкурент вашего БМК? - Это зависит от продукции. Если говорить о масле, то главный конкурент - привозное масло. Но на самом деле это не масло, а масложировая смесь. Люди не всегда обращают внимание на это. По цене мы проигрываем конкурентам. Привозное масло стоит 70 - 80 рублей, а наше - 150! Но как может стоить масло меньше 100 рублей, если на килограмм масла требуется 22 килограмма молока, которое стоит сегодня в среднем по России 10 рублей. Даже по сырью получается больше 200 рублей без учета возвратных отходов. Но его еще надо произвести! Этот пример говорит о том, что масло, которое в магазине продается по цене ниже 100 рублей, это не коровье масло, а смесь. - Также и мороженое? - Вот почему мы, например, перестали делать мороженое? Мы же делали его, но не выдержали конкуренции по цене. Вот опять же в настоящем мороженом должно быть масло. А, например, в пломбире процент жира должен быть 15%. Естественно, если делать его на сливочном масле, то мороженое будет дорогим. Вот теперь вы сами можете ответить на вопрос, какое масло в мороженом? Кокосовое, пальмовое... У нас было сливочное, поэтому и мороженое было дорогим. Пришлось прекратить его производство. Секреты упаковки - Вашим основным продуктом остается молоко? - У нас примерно процентов 80 производимой продукции - это молоко и кисломолочная продукция, а 20% - масло. - В Интернете есть информация, что раньше молочный комбинат «Благовещенский» занимал около 90% рынка молока в Приамурье, но в 2004 году ваши позиции пошатнулись в связи с приходом хладокомбината («Ровена»). Сегодня ваш основной конкурент хладокомбинат или московские фирмы по молоку? - По стерилизованному литровому молоку основные конкуренты фирмы «извне»: и Байкальское молоко, и «Чашки» всевозможные, и хладокомбинат. Какую долю точно мы занимаем, сказать не могу. По сырью можно сказать, что все коллективные хозяйства Приамурья, которые возили молоко к нам, они и сегодня продолжают это делать. Прирост происходит за счет закупок молока у населения. Так, в 2006 году мы закупили около 35 тысяч тонн молока. - На ваш взгляд, сегодня покупатель выбирает молоко, исходя из цены, или играет роль, кто именно его произвел? - Я думаю, имя немаловажно. Важно доверие к производителю, опыт работы. Вот мы работаем больше 65 лет, соблюдая традиции, это очень важно. Важно любить ту продукцию, которую производишь, делать его с душой. Вот хлеб пекут, например. Как бабушки всегда говорили, если душа не лежит - хлеб никогда не получится, тесто не поднимется. Видно, что-то такое есть в природе. Вот мы тоже воспринимаем свой продукт как детище, и это отражается на качестве. Хотя читатель прочитает и может сказать: «Что она говорит такое? Вот я купил вчера молоко, а оно прокисшим оказалось». Такое бывает, но это не система, не всегда виновато предприятие, факторов очень много: сроки хранения, как доставлялось молоко, где в торговом зале оно стояло. У нас очень хорошо налажена система контроля качества продукции, аттестованы лаборатории, есть эксперты на выпуске продукции. На все жалобы мы сразу же реагируем, выезжаем и разбираемся. - Еще один момент при выборе молока: дизайн и удобство упаковки. Недавно на пакетах литрового молока БМК появились специальные крышечки, какие ранее были у молока фирмы «Ровена». Изменение упаковки - это тоже дань времени? - Каждый год мы обновляем оборудование. 10 лет назад закупили технику для упаковки молока - оно было без крышечки. А сейчас нам пришло оборудование «нового поколения» - с крышечкой и камерой асептического розлива, т. е. упаковка предварительно обеззараживается, поэтому сроки хранения молока в новой упаковке увеличились. Кстати, мы уже заключили договор по лизингу и покупаем оборудование для упаковки в пакеты с другой крышечкой, как на соках. В ноябре уже появится молоко в новой упаковке. - Сколько в среднем процентов в цене молока занимает стоимость упаковки? - Около 10%. Хотя все зависит от продукта: стерилизованный пакет дороже, пакет Rex (например, сметана) дешевле, полиэтиленовый пакет еще дешевле. Плюс еще около 10% в цене - это транспортная тара. - Закупая оборудование по лизингу, вы с местным банком сотрудничали? - Нет. Сама компания TetraPak является лизингодателем. О сое, вкусе и о будущем - Когда-то БМК выпускал соевое молоко. Как сегодня обстоят дела с этим продуктом? - Этот продукт мы уже не производим. Сама технология производства проходила «китайским способом»: производство было дешевым, поэтому молоко имело специфический запах сои. И поэтому мы не нашли покупателя на свою продукцию, хотя делали и тофу, и различные напитки. В Комсомольске-на-Амуре пошли другим путем: у них оборудование шведское, и запаха такого нет. Кому нужно, их соевое молоко пьет. Хотя рынок сбыта небольшой, да и соя подорожала. - Есть такая точка зрения у некоторых руководителей, что работники предприятия обязательно должны потреблять продукты только собственного производства, а не конкурентов. Вы относитесь к их числу? - Насильно я не насаждаю. Но по разговорам знаю, что другую продукцию работники не берут. Хотя есть такие случаи, и я о них знаю, когда ребятишкам берут, например, йогурты «Данон» - то, что мы не делаем. Но что сделаешь. Это не говорит о том, что я должна кулаком по столу стучать и говорить: «Не покупайте!» Дело вкуса, правильно? - Какие задачи стоят на будущее перед молочным комбинатом? - Во-первых, расширение сырьевой зоны. Пока нам молока хватает, но что будет завтра? У нас есть оптимистические прогнозы, что по национальному проекту «Развитие АПК» в Приамурье построят крупные фермы. Их руководители хотят сотрудничать с нами - сдавать молоко. С АНК мы уже заключили такой договор. Во-вторых, мы закупаем оборудование, чтобы молоко перерабатывать. Врасплох нас увеличение сырья не застанет. Но самое главное - реализовать продукцию! Поэтому каждый день у нас головы заняты тем, как расширить рынки сбыта. В области небольшие объемы еще можно взять, но основное наше направление - реализация за пределами области. - На запад или на восток? - На Запад были предложения с Иркутска, но мы просчитали, и оказалось, что доставка молока обойдется слишком дорого. Пока будем увеличивать поставки молока и масла в Хабаровск и Владивосток. Нашу продукцию там любят и доверяют нам. Стараемся это доверие оправдать.

Возрастная категория материалов: 18+