Мост в коридоре

Администрация области подошла к проблеме строительства моста через Амур, не получившего до настоящего времени одобрения Минэкономразвития РФ, с иной стороны - выстраивая новую стратегию сотрудничества с Республикой Саха (Якутия) и соседним Китаем. Интенсивное развитие северного и южного соседей, не имеющих общих границ и транспортных схем, могут оказать позитивное влияние и на Приамурье.

Наша территория, с учетом ее географического положения, должна стать транспортным коридором, соединяющим богатую ресурсами Якутию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Этот проект был озвучен на «круглом столе» «Амурская область - Республика Саха (Якутия) - КНР: опыт и перспективы сотрудничества», прошедшем вчера в Благовещенске. В работе «круглого стола» приняли участие заместитель председателя правительства республики Саха (Якутия), постоянный представитель по Дальневосточному федеральному округу в Хабаровске Анатолий Скрыбыкин, заместитель начальника департамента коммерции провинции Хэйлунцзян Чжэн Жунгэнь, представители различных городов, а также предприниматели двух сопредельных государств. Как заметил в своем выступлении первый заместитель начальника департамента экономического развития и внешних связей обладминистрации Андрей Конюшок, Амурская область традиционно выстраивала взаимоотношения с каждым из соседей в отдельности, но сегодня назрела необходимость решать проблемы в комплексе, и совместный транспортный коридор может стать активным фактором роста для всех соседних территорий. Интеграция территориальной транспортной системы в мировой грузопоток даст толчок к развитию экономики регионов. Создаст условия для роста внутренних перевозок и развития внешней торговли, решения социальных проблем и создания новых рабочих мест. - С этой точки зрения коридор Якутия - Амур - Хэйлунцзян имеет перспективы развития и в глобальном масштабе, - подчеркнул Андрей Алексеевич. - Но для решения поставленных задач потребуется создать систему логистических центров, обеспечивающих прозрачность и управляемость транспортных потоков. Улучшить организационную и техническую инфраструктуру. Необходимо разработать единую концепцию развития транспортной инфраструктуры между Якутией, Амурской областью и Китаем, включающую в себя развитие логистических технологий с полным циклом услуг по доставке грузов. Без этого трудно гарантировать конкурентоспособность создаваемой транспортной системы. А в этой сфере сегодня конкуренция очень высока. Есть несколько вариантов по размещению таких логистических центров. Ими могут быть Белогорск, Нерюнгри, Поярково, Джалинда. Наиболее реальный вариант - использовать существующий переход Благовещенск - Хэйхэ с реализацией давней идеи строительства моста и создания особой экономической зоны. Здесь можно разместить предприятия, участвующие в организации коридора, а также иные производства, действующие в интересах Якутии, Приамурья и провинции Хэйлунцзян, считают инициаторы проекта. С завершением строительства железной дороги на Якутск появится новый маршрут доставки грузов из европейской части России в Азиатско-Тихоокеанский регион: северным морским путем до устья Лены, затем по Лене до Якутска и от Якутска железной дорогой по Дальнему Востоку и на Китай. При наличии железнодорожного моста через Амур близ Каникургана этот путь значительно сокращается. Проект, судя по выступлениям, всячески поддерживают представители Якутии и китайской стороны. Последние, как и на многочисленных встречах ранее, говорили о скорейшем начале строительства мостового перехода. Вновь звучали известные лозунги, сформулированные китайской стороной в прошлом году: «Один город - два государства» и «Рука об руку - к совместному процветанию». Председатель народного правительства города Хэйхэ Чжан Цзинчуань выразил надежду, что в рамках Года Китая в России все-таки удастся приступить к реализации этого затянувшегося проекта. Надежду по этому поводу высказывали и российские участники «круглого стола», но для оформления зала заседания выбрали другой - «Концепцию освоения намывных территорий с размещением нового административно-делового центра». Гости и хозяева с интересом и некоторым сомнением разглядывали красивые картинки будущего Благовещенска. А что касается строительства моста, то, по словам Андрея Конюшка, чтобы он стал реальностью, грузопоток на данном участке должен быть не менее 12 млн. тонн в год. В 2006 году через Благовещенскую таможню прошло лишь 1,2 млн. тонн. Пока наша внешнеэкономическая деятельность находится на уровне развития потребительского рынка. Из Амурской области в основном вывозятся необработанный лес, изделия из черного металла и лишь в незначительном количестве металлообрабатывающие станки. По импорту ситуация не более радужная: лишь 7% в его структуре машины, бульдозеры и оборудование, остальное - обувь, ткани, игрушки и иной ширпотреб. Объем внешнеторгового оборота области с КНР сегодня чуть более 200 млн. долларов, это значительно меньше, чем в некоторых субъектах Сибири и Дальнего Востока. - Такой перечень является слабым обоснованием острой необходимости строительства моста, - продолжил Андрей Алексеевич. - Поэтому сегодня мы должны продумать и просчитать возможные транзитные грузопотоки. И обоснованно показать, как мост будет служить восстановлению старой промышленной базы Северо-Востока Китая, освоению природных ресурсов и развитию инфраструктуры Амурской области и Якутии. Обоснованием грузопотока в ближайшее время займется совместная рабочая группа, в которую войдут представители Приамурья, Якутии и КНР. И есть надежда, что подготовленный ими документ будет востребован в ближайшее время. Как рассказал участникам встречи первый заместитель начальника департамента по промышленности, транспорту и связи обладминистрации Виталий Песков, на состоявшемся в конце мая в Москве заседании российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта под руководством министра транспорта России Игоря Левитина и министра железных дорог КНР Лю Чжицзюнь была затронута и тема мостового перехода. Члены подкомиссии согласились с необходимостью ускорения работ по строительству моста Благовещенск - Хэйхэ. В подписанном протоколе китайская сторона обязалась содействовать администрации Амурской области в актуализации объема грузовых и пассажирских перевозок для направления необходимых документов в Минтранс России до 1 июля 2007 года. С учетом предложений китайской стороны о начале строительства автомобильного моста в 2008 году российская сторона обязалась принять необходимые меры по завершению в ближайшее время оформления соответствующих документов по определению источников финансирования. Кроме того, до 15 июля при участии Минтранса РФ пройдет совещание по вопросу строительства здесь железнодорожного мостового перехода.

Возрастная категория материалов: 18+