России нужно новое образование

В нашей стране сегодня много вещей совершенно не в порядке. И это легко понять, поскольку мы давно уже живем в переходном состоянии: переход от чего, мы знаем, а вот к чему именно - мы все не очень-то и ясно представляем.

Более того, одна часть общества хочет перейти к одному, а другая к совершенно другому. Большинство же и вовсе растеряно. В ситуации, когда одни принципы и нормы разрушены, а другие еще не утвердились, хуже всего приходится образовательной сфере. С предельной остротой в современной России стоит именно проблема образования. Процесс образования является важнейшей инстанцией в деле связи поколений. Через образование предшествующие поколения передают свои знания, свой опыт и свои ценности потомкам. Люди, получающие образование, обретают не только навыки поведения во взрослой жизни, нюансы профессии и основы технических знаний. Самое главное, что им передается, - это дух культуры, историческая и социальная идентичность, делающая нас тем, что мы есть. В современной России положение с образованием является катастрофическим не только потому, что на него выделяется недостаточно средств, и не потому, что выпускникам вузов и других учебных заведений трудно устроиться по специальности или в связи с тем, что единый государственный экзамен заведомо огрубляет оценку имеющихся знаний абитуриента. Все это было бы лишь техническими вопросами, если бы все в порядке было с образом и поколение современных преподавателей имело бы ясное представление о том образе, который им надлежит транслировать дальше. Но именно этого образа и нет: преподаватель в современной России может передать технические знания, навыки, эрудицию. Однако цельной картины мира, мировоззрения, идеологии (в конце концов) не хватает патологически. И это грозит стать серьезнейшей проблемой, стоящей перед нашим обществом. Процесс деидеологизации с начала 90-х был направлен в сторону отрицания, и реформы образования стремились отбросить все советское, скорее освободиться от наследия «тоталитарного прошлого». И тут дали о себе знать первые проблемы: разрушение лишь расширяет вакуум, а сам процесс образования является созидательным актом по определению. В этот период под эгидой деидеологизации в образовательной сфере начался процесс перехода от советской идеологии к противоположной - к буржуазно-демократической идеологии. В этом состояла хитрость реформаторов - под маркой деидеологизации нас вовлекали в новую идеологию. Реформы образования 90-х годов прошлого века имели цель заменить советский социалистический образ на образ, заимствованный из западного общества. Вместо социалистического коллективизма предлагался капиталистический индивидуализм. Вместо обязательного материализма - безразличное отношение к проблеме духа и материи. Однако, несмотря на всеобщую растерянность, очень многие работники высшей школы, сталкиваясь с западным образом, который отныне надлежало прививать подрастающему поколению, с возмущением обнаружили его полное несоответствие не только советскому багажу знаний, но и самой национальной психологии. Когда жесткость марксистской цензуры спала, многие заново открыли для себя образ прежней, досоветской России, и для многих этот образ оказался куда более привлекательным, нежели западная рыночно-демократическая либерально-индивидуалистическая модель. Внедрение западного образа стимулировалось образовательными инициативами зарубежных фондов, особенно фонда Сороса, которые издавали миллионными тиражами пособия, где вся русская история, культура и политическая философия представала одним сплошным недоразумением, варварством и рабством. Сегодня мы стоим перед фундаментальной проблемой: у нас нет образа, который мы должны транслировать грядущим поколениям. Нет никакой ясной идеи относительно того, что такое Россия? В каком историческом цикле она находится сегодня? Куда ей идти? И каким должен быть наш человек, чтобы справиться с исторической задачей? Конечно, по инерции в наших вузах и университетах, а также в школах еще преподаются знания и гуманитарные, и технические, и даже фрагменты мировоззрения. Но этот процесс на глазах становится совершенно неупорядоченным. Мы подошли к роковой черте образования - далее мы никак не можем двигаться без образа, а он сам по себе ниоткуда не возьмется. Мы стоим на пороге выработки образа нашей страны, нашего человека, нашей цивилизации, нашего будущего. Но стоять на пороге обретения еще не значит обрести. Это очень непростой путь. А образование должно продолжаться и сейчас: самое страшное - прервать цепь преемственности поколений. Человечеством накоплен бесценный опыт, который должен быть сохранен и развит потомками. Но с этим -то как раз и проблема: ждать помощи в этом вопросе работникам образования неоткуда. Ни общество само по себе, ни даже власть, ни существующие социальные институты не смогут сделать решительного шага в формировании образа, в спасении образования. Этот образ работники школы и высшей школы должны дать сами. И не стоит пугаться непомерности этой работы: кое-какие черты этого образа уже можно безошибочно распознать. Одним словом, наше образование зависит сегодня от содержательного наполнения. И без решения этого главного вопроса все остальные реформы и изменения не дадут никакого результата. Начинать надо с ясного национального, духовного, культурного, интеллектуального образа будущей России. С выработки связной и цельной идеологии. Пора заканчивать с эпохой неопределенности, растерянности и хаоса. Судьба нашей страны в наших руках. И особенно в руках тех людей, кто волей судеб оказался в положении учителя, преподавателя, воспитателя. В зоне вашей ответственности молодежь России и ее будущее.