«Золотой век»: именем королевы

Несмотря на твердую уверенность поэта Киплинга в том, что Западу с Востоком не сойтись никогда, эти стороны света не только активно взаимодействуют, обмениваясь культурами и достижениями науки, но и порой выделывают на пару такие штуки, что просто диву даешься.

Зритель, успевший потерять в закоулках памяти довольно-таки громкий фильм «Елизавета», снятый в 1998 году индийским режиссером Шекхаром Капуром, в году 2007-м имеет возможность снова удивиться тому, чему удивлялся девять лет назад. «Золотой век», уже записанный критиками в самые отъявленные сиквелы, известные кинематографу, как-то очень ожидаемо оказался ни рыба ни мясо - и это несмотря на вполне ориентированную на «Оскар» тематику и хорошо подготовленную почву. Сеанс индийского кино Вообще интересно - уже вторую картину, посвященную жизни одной из самых важных исторических личностей страны-колонизатора, то бишь Британии, снимает представитель когда-то угнетенного государства, уроженец Индии с практически говорящей фамилией Капур. Конечно, времена классического Болливуда с непременными песнями, плясками, Зитами и Гитами миновали, оставив неизгладимый след в сердцах рассредоточенных по всему миру домохозяек, и мы знаем, что индийцам по силам снимать не только то кино, которое чаще всего с ними ассоциирует. Но парадоксальность ситуации не утаить в мешке политкорректности - хотя, с другой стороны, мы тоже недавно выпустили фильм о Чингисхане, что ж теперь, Золотой Ордой нас попрекать? За девять лет, прошедшие после неожиданного успеха «Елизаветы», режиссер Капур единожды попытался вновь подняться на пьедестал всеобщего почета и уважения, используя заманчивую, но очень уж ненадежную смесь европейской истории с боевиком. Результатом стал неважнецкий экшн «Четыре пера», не снискавший особенных регалий и надолго задвинувший режиссера на задний план профессиональной элиты. Попытка реванша, предпринятая Капуром, казалось бы, неминуемо вела к успеху - несмотря на долгий перерыв между «Елизаветами», он умудрился задействовать в сиквеле первоначальный актерский состав и приплюсовать к нему других суперзвезд современности. На практике «Золотой век» оказался настолько же захватывающ в собственных рекламных трейлерах, насколько и бессодержательным в себе. Неизвестно, сколько лет теперь потребуется Капуру, чтобы оправиться от того количества ушатов, ведер, бочек, цистерн и прочих емкостей ледяного ехидства, которое обрушилось на него после премьеры картины в Европе и США. И Старый, и Новый свет, восхищаясь работой отдельных личностей из актерского состава, в плане общей оценки картины слились в единодушном порыве уничтожающей критики. Да и в России, обладающей довольно сомнительным, но зато неоспоримым правом нейтралитета в данном историческом периоде, «Золотой век» не возымел особой популярности. Мы потому что ждали нормального рубилова из шестнадцатого века, с пиратами, армадами, баталиями и абордажами. Нам же подсунули двухчасовую историю любовных метаний и душевных переживаний то ли Жанны д’Арк, то ли просто среднестатистической британской женщины за пятьдесят, и эти сюсюканья уверенно топят в себе и испанский флот, и пиратский дух. Женщина на корабле, что ни говори, пудра и декольте - это, конечно, занятно, но в дыму сражения хочется думать совершенно о другом. Обаяние воинствующих дев История запечатлела Елизавету, во-первых, королевой-девственницей, что само по себе многое раскрывает в характере этой воинственной дамы, а во-вторых, одной из самых продвинутых правительниц туманного Альбиона, принесшей отчизне пышный букет из политических и военных побед, взрастившей Бэкона, который потом взрастил Шекспира, и вообще. Под «вообще» в наше время часто понимается сходство первой Елизаветы-королевы со второй, которая правит Соединенным Королевством в наши дни. Женско-королевская тема с английской родословной стала необычайно популярной в последнее время там, где снимается кино. Заговор это или нет - нам неизвестно. Зато с полной уверенностью можно сказать, что та героиня, которую воплотила в «Золотом веке» безумно раскрученная Кейт Бланшетт, на нынешнюю королеву Великобритании похожа очень и очень отдаленно. Потому как и внешнего сходства кот наплакал, и физическая подготовка четыре-пять веков назад у венценосных особ была на высоте, недоступной нынешним божьим избранницам. Опять же нынешняя королева если и оказывается замешана в какие-нибудь истории, связанные с мужчинами, то это либо сын ее с ума сходит, либо внуки в нацистскую форму рядятся, и ни о каких смазливых пиратах с лицом Клайва Оуэна и речи быть не может. Что уж говорить о конных путешествиях, тасканиях за волосы соперниц и многочисленных отправках соотечественников на эшафот? Так что с самого начала зритель относится к главной героине фильма скорее позитивно и даже с некоторым воодушевлением. Все мы помним, во что превращается даже самая мелодраматичная кинопостановка, если в ней присутствует вышеупомянутая Жанна д’Арк. Точатся мечи булатные, собираются оголтелые ополчения, дым инквизиционных костров стелется над обезумевшей Европой. Из зрительного зала, расположенного на несколько веков вперед по историческому хронометражу, смотреть на данное безобразие очень даже интересно - нам, в конце концов, любую войну, даже Столетнюю, легко уместят в полтора часа экранного времени. Красивая, уверенная, рыжеволосая Бланшетт из рекламных роликов, скачущая, потрясающая кулаками и орущая звенящим от стали голосом на вражеских посланников, вполне уловимо напоминала Орлеанскую деву (и еще немного спартанского царя Леонида, но о таких вещах дамам не говорят). Квинтэссенция батальности крепко перемешивалась с акцентом на хорошую игру талантливой актрисы, и с этой точки зрения ролик оказался во многом интереснее фильма. Конечно, этими фокусами никого уже не увидишь, судя по «Параграфу 78», даже русские кинематографисты выведали его секрет. Но «Золотой век» - как раз тот самый случай, когда становится действительно обидно как за фокусника, так и за его ассистентов. И ведь ассистенты подобрались на славу. Помимо Бланшетт, сыгравшей Елизавету и в первом историческом фильме Капура (о, тогда она еще могла называться неизвестной австралийской актрисой - кстати, то-же колонизированное местечко), на этом скучном балу можно наблюдать, например, Джеффри Раша, заслуженного капитана Барбоссу всея Карибского моря, который уступил свои пиратские лохмотья и примерил на себя одежды сэра Уолсингема. Пират в этом фильме - сам Уолтер Рейли, личность легендарная и одиозная, и выглядеть должен соответственно. Поэтому вроде как и вечно застревающий в глазу Клайв Оуэн в этой роли очень даже ничего, хоть сейчас королев покоряй. Вокруг же спутниками Сатурна вертятся актеры и актрисы не столь гигантского масштаба, но зато не забывшие о том, что, собственно, такое профессионализм. Без костюмов не приходить И вот блистательная Бланшетт, великолепный Оуэн и обаятельный Раш вдруг оказываются не в водовороте исторических интересностей, смертельных опасностей и прочего интриганства, а в совершенно невнятном продолжении успешного фильма, об успехе которого никто уже особо и не вспоминает. Конечно, режиссеру никак нельзя было слишком идти на поводу у последних блокбастеров современности. Он, знаете ли, ограничился залихватским потоплением непобедимой испанской армады, которую, прости нас, учебник истории, по фильму топит вроде бы Рейли, одиночно и собственноручно, а все остальное - натуральное божественное вмешательство, нацеленное на то, чтобы наши обязательно победили. О какой-то исторической достоверности говорить не приходится, потому что она всплывает в самых неожиданных местах, в то же время бесследно исчезая в общеизвестных моментах. Умерший Иван Грозный, набивающийся Елизавете в женихи, не меньшая чушь, чем изредка проявляющаяся мягкотелость испанского короля Филиппа Второго. Наверное, скоро авторы исторических фильмов окончательно перестанут пользоваться библиотеками, сюжеты будут черпать из всемогущего Интернета, а персонажей самостоятельно перемещать во времени и пространстве интереса ради. И скорей бы - отсутствие претензий облегчает вину. Но мы и плюнули бы на достоверность, в первый раз, что ли? Не историки мы, а зрители, несите нам на огромных блюдах то, зачем мы пришли в кинотеатр. Нет же, несут упорно жевательную резинку цвета, подозрительно похожего на розовый, чтобы обмануть чувство зрительского голода. И костюмы красивые, и много костюмов этих, и чувствуем мы, что смотрим то ли «Влюбленного Шекспира» по двадцать восьмому разу, то ли того же самого Шекспира читаем запоем. Война? Интриги? Мария Стюарт? Все исчезает, лишь только Бланшетт - королева носится по берегу морскому, взывая вдаль. Чего страдает - см. песню Аллы Пугачевой «Все могут короли», вместо слова «короли» подставляй «королевы». И, как уже многие критики заявили в унисон с рядовыми зрителями, фильм мог бы уместиться даже не в рекламный клип - в постер большого размера, с которого смотрела бы на нас непокорная всадница Елизавета, в латы облаченная. И трубили бы трубы, и приближался бы обреченный на поражение враг, и тряслись бы от страха завистники. Но - только в нашем воображении, индивидуальные такие фильмы на заданную тему. А вот этих сверхкостюмированных вечеринок нам и даром не надо, хоть и с гарантированным присутствием Ее Величества.

Возрастная категория материалов: 18+