Утопия на берегах Амура

90 лет назад решением V съезда делегатов рабочих, крестьянских и казачьих Советов была провозглашена Амурская трудовая социалистическая республика. Она не прожила и полгода.

В постановлении съезда было записано: «V объединенный съезд крестьян и казаков Амурской области объявляет себя первым организационным съездом Амурской трудовой социалистической республики...» Что же означало такое решение? В резолюции съезда было записано: «Советская Республика является единственной возможной формой осуществления диктатуры всего трудового народа как средства для введения социалистического строя, и... объединенный трудовой класс окажет всякую поддержку крестьянскому, казачьему и рабочему правительству в его борьбе с контрреволюционными буржуазными силами». Активное участие в антисоветском мятеже и затем бегство за границу амурских владельцев приисков, заводов, банков дали основание съезду принять решение о национализации их собственности. Съезд постановил: «Все имущество лиц, принявших активное участие в контрреволюционной деятельности буржуазии, конфискуется и объявляется собственностью всего народа.

Ввиду того, что золотопромышленники и банки были главными организаторами и вдохновителями войны, мешали правильному распределению продуктов приискам и сплавляли золото за границу, все прииски Амурской области объявляются собственностью Советской республики, все запасы конфискуются и передаются под учет союза горнорабочих, в чьи руки под контролем Советов вверяется добыча и доставка золота, которое объявляется народной монополией. Все частные банки и их капиталы вливаются в один могучий источник экономической жизни — в народный банк... Вся земля, ее недра, безразлично от предыдущего владения, объявляются нераздельной собственностью всего трудового народа согласно декретам народного рабоче-крестьянского правительства и постановлению крестьянских съездов».

Делегаты V съезда трудящихся, отражая общий политический подъем населения, были полны решимости немедленно строить новое, социалистическое общество. Но научно обоснованной программы руководство области не имело, ведь там преобладали представители крестьянства с элементарным начальным образованием. А делегатами съезда были в основном крестьяне, казаки, демобилизованные солдаты. На фронте широко распространялись эсеровские, максималистские, анархистские представления о перспективах революции. Для эсеров-максималистов уравнительно-утопический идеал будущего представлялся в виде «трудовой республики», где, по их представлениям, все должно было стать достоянием народа, трудовых коллективов, работающих на этих предприятиях. А управлять такими предприятиями должны были фабрично-заводские комитеты профсоюзов. Под влиянием таких представлений делегаты объединенного съезда трудящихся Амурской области активно поддержали предложение превратить область в трудовую социалистическую республику.

Съезд высказался также за образование коммун и артелей в деревне, социализацию промышленных предприятий, торговых фирм и вообще частной собственности в любых ее формах — пароходов, ресторанов, гостиниц, булочных и т. п. Был выработан даже соответствующий порядок их управления. Так, в специально принятой инструкции предусматривалось, что «все учреждения соответствующего производства или отрасли промышленности объединяются в одно индустриальное целое для регулирования общего дела и для проведения в жизнь основного принципа организации и правильного распределения». Для общего руководства был избран исполком в составе 30 членов, председателем исполкома стал Ф. Мухин, товарищами председателя С. Шадрин (казак) и Т. Яценко (крестьянин). По предприятиям были созданы фабрично-заводские коллективы. На общегородском собрании представителей таких коллективов создавался городской комитет, а в областном масштабе общее управление находилось в руках Совета народного хозяйства. Председателем Совнархоза был избран М. Дельвиг.

Дельвиг был большевиком с хорошей теоретической подготовкой, и он стремился преодолеть анархистские уклоны в системе управления народным хозяйством, добиваясь подчинения предприятий административным органам. На этой почве часто возникали конфликты. Рабочие буквально понимали лозунг «Фабрики — рабочим», стремясь превратить их в собственность трудовых коллективов. Дельвиг же настаивал на приоритете государственного управления. В Амурской трудовой социалистической республике были созданы военно-революционный штаб, контрольная комиссия, комиссия по борьбе с контрреволюцией, ревтрибунал. Но уже летом 1918 года органы власти Амурской трудовой республики были переформированы в соответствии с недавно принятой Конституцией РСФСР: появились облисполком, военный комиссариат, комиссариаты внутренних дел, земледелия и т. д. Усилились связи и взаимодействия нашей области с Дальсовнаркомом и Центросибирью, которые оказали существенную помощь кадрами, финансами, техническими средствами.

После свержения во Владивостоке власти Советов 29 июня возникает Уссурийский фронт, и Амурской области пришлось направлять туда воинские части. В августе усилилась антисоветская деятельность из-за Амура, начались восстания казаков и крестьян прибрежных селений. Всю жизнь области пришлось переводить на режим военного времени. Сопротивление продолжалось недолго. 18 сентября в Благовещенск и на территорию области вторглись войска интервентов и белогвардейских соединений. Власть Советов пала. Так закончилась история Амурской трудовой социалистической республики. Практическая реализация идеализированной концепции трудовой социалистической республики обнаружила ее несостоятельность. Опыт управления предприятиями на выборной, коллегиальной основе через фабрично-заводские комитеты показал несостоятельность такой системы.

Возрастная категория материалов: 18+