Больные также жалуются на то, что за последние полтора года в диспансере ни разу не проводилась дезинфекция матрасов, подушек и одеял. А «умываться и мыть посуду они вынуждены в раковинах, где моют судна и помойные ведра». Но самое страшное, по словам больных, это аварийное состояние операционных, реанимации и резкое прекращение хирургической деятельности.

— Это связано с тем, что нам не вовремя отремонтировали операционно-реанимационный блок, — говорит заведующий отделением легочной хирургии Иван Бобков. — Единственная достопримечательность — это сверкающая новенькой черепицей отреставрированная крыша. Но если спуститься ниже, там полная разруха.

Капремонт замер на половине выполненных работ. Дело в том, что департамент здравоохранения области должен был рассчитаться со строителями за проделанное еще в декабре 2006 года. Но расчеты, несмотря на все заверения, затянулись. Дело не сдвигалось с места весь 2007 год. За это время объем оперативных вмешательств существенно уменьшился.

 Возникла очередь на операции среди больных туберкулезом, особенно торакальным. На сегодняшний день по итогам консультационной работы в Приамурье в операции нуждается 612 человек. В областном тубдиспансере из сорока больных отделения легочной хирургии 30 необходима экстренная хирургическая помощь. Ситуацию усугубило закрытие летом прошлого года здания второго терапевтического отделения: из-за аварийного состояния такое решение принял суд. 50 хронических больных срочно переселили на третий этаж хирургического корпуса. Пришлось уменьшить число коек для больных торакальной хирургии и костно-суставного туберкулеза. Это вызвало среди больных волну возмущений и усугубило и без того сложную обстановку. Вся сантехника в областном противотуберкулезном диспансере подлежит замене. Большинство стояков текут. Ведь здесь активно используют дезинфекционные средства, а от этого трубы разрушаются быстрее.

— Трубы, очистные сооружения, вентиляция, электропроводка... — главврач схватился за голову, перечисляя, что сегодня надо медучреждению. — Все это мы облекли в различные документы. Да что вы хотите, если зданию 21 год и за это время ни одного капитального ремонта! Сегодня, чтобы выйти из создавшегося кризиса, нам необходимо 84 миллиона рублей.

Если до перестройки обычного больного кормили в больнице на рубль, то туберкулезника — на 250. Сегодня на питание пациента тубдиспансера выделяется всего 46 рублей. Разве можно хорошо накормить человека на такую сумму при нынешних ценах на продукты?

— В выигрышном положении сейчас, наоборот, оказались больницы, которые участвуют в системе обязательного медицинского страхования. Они могут закупить часть продуктов питания и медикаментов за счет средств, заработанных в ОМС, а мы нет. У нас нет никаких платных услуг, — пояснил главный врач диспансера Валерий Ильин.

Когда были централизованы финансовые лимиты ЛПУ — конкурсы на закупки продуктов питания перестали проводить сами больницы, появились еще большие трудности. Система оказалась слишком неповоротливой, говорят врачи.

— Мы оказались неподготовленными к централизации закупок медикаментов, — считает Валерий Ильин. — Туберкулезными препаратами мы в целом укомплектованы — они закупаются по областной и федеральным целевым программам. Но предусмотреть лекарства на все случаи жизни невозможно. А к нам поступают больные туберкулезом в сочетании с инфарктом миокарда или с кровотечением. Требуется срочно закупить необходимые лекарства — и здесь возникают проблемы. Пока напишем заявки и так далее, уходит много времени.

— Если бы в диспансере был небольшой финансовый резерв для экстренного закупа лекарств, больные бы так не страдали, — уверен заведующий отделением анестезиологии и реанимации Валентин Емельянов. — Пусть 70 процентов медикаментов идет за счет централизованного закупа, но 30 — больницы будут закупать самостоятельно. Как мы окажем оперативную помощь, когда нет средств на лекарства?! А просить родственников, чтобы они покупали, мы не имеем право. Туберкулез — это социальная болезнь.

Мы обратились за комментарием в министерство здравоохранения области с вопросом: «Если врачи считают, что централизация им мешает в работе, может, от этого отказаться вовсе?»

— Это спорный вопрос. Я много лет работал в центральной России. Когда мы провели там централизацию закупок питания и медикаментов, это дало большой положительный результат, — рассказал первый замминистра здравоохранения Юрий Максимов. — А здесь проводим огромную работу по закупкам и, к сожалению, торги не проходят. Система, эффективная для центра России, здесь не срабатывает из-за поставщиков. Допустим, каждая больница закупала по 200 — 300 килограммов свеклы и обеспечивала себя. А когда мы централизовали закупки и у нас заявка вышла на 20 тонн, поставщика не нашлось.

Торги прошли вхолостую. Поэтому губернатор принял решение с первого мая закупки продуктов питания децентрализовать. У нас нет крупных поставщиков. Это главная проблема, с которой столкнулись в минздраве. И точно так же по медикаментам. Сейчас фактически положение выправлено. Требуемый объем специализированных лекарственных препаратов закуплен. Что касается препаратов, необходимых тубдиспансеру для оказания экстренной медицинской помощи по профилю, то законодательные рычаги нашли — эта проблема решается.

— Мне, честно сказать, обидно: заболеваемость населения туберкулезом здесь почти в два раза выше, чем в целом по стране, но должного внимания развитию противотуберкулезной службы в области не уделялось. Хотя наукой доказано, что рубль, затраченный на профилактику туберкулеза, дает экономию обществу 38,5 рубля, — привел убедительный пример первый замминистра. — А мы здесь флюорографов передвижных не имеем. Население нельзя охватить обследованием. С августа прошлого года мы бьем в колокола. Подготовили документы для рассмотрения на совете безопасности при губернаторе, где остро ставили вопросы о заболеваемости и смертности населения от туберкулеза и о состоянии самой противотуберкулезной службы. Недавно на заседании правительства принято решение о выделении дополнительных средств — более 16 миллионов рублей. Деньги пойдут на неотложные мероприятия этого года.

Первоочередные задачи, по словам Юрия Георгиевича, — это завершение ремонта операционно-реанимационного блока. Открытие баклаборатории — сегодня нигде в области не проводится идентификация возбудителя туберкулеза. И третья болевая точка — это варваровская больница, которая стала противотуберкулезной более двух лет назад и до сих пор простаивает — нет подобающих очистных сооружений и системы вентиляции. Уже готова проектно-сметная документация на реконструкцию больницы. Думаю, в сентябре — октябре мы туда уже завезем больных, тем самым разгрузим областной противотуберкулезный диспансер.