Весна постная

2 марта православные вступают в Великий пост

Великий пост — время молитвы и покаяния, избавления от вредных привычек, усиления самодисциплины и работы над собой. «Весна постная» — так называет православная церковь время Великого поста, напоминая, что пост — это период духовного расцвета и пробуждения. Пост — это большое духовное путешествие, а цель его — Пасха.

Меньше развлечений, больше молитвы

1 марта — Прощеное воскресенье, за которым следует самый продолжительный пост в году.

Свое название этот день получил потому, что в конце его христиане — и в храмах, и дома — просят друг у друга прощения. Искренне простить ближнего — один из самых трудных моментов в духовной жизни. Эта традиция берет начало от монахов-пустынников, которые на период поста расходились, чтобы в уединении поститься и молиться. Перед этим они испрашивали друг у друга прощения, чтобы не вышло так, что кто-то ушел из жизни, не примирившись с братьями.

Обыденное сознание пост связывает с ограничениями в еде, но на первом месте, считают священнослужители, должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни.

В пост мы живем серьезнее и ответственней. Если в обычное время мы потакаем себе, оправдываем себя, что мы устаем, много работаем и поэтому сокращаем молитвенное правило, то в пост эти оправдания не принимаются. Как и причины, по которым мы уходим с богослужений пораньше или не ходим на них вовсе, не исповедуемся и не причащаемся. Семь недель поста — как раз то время, когда мы должны, смирив себя, отдать Богу Богово. «Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться», — говорит св. Иоанн Златоуст.

Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские хлопоты — и выбраться на великопостные службы. Если на семь недель отказаться от пустых развлечений, просмотра сериалов и бесполезных разговоров (в том числе телефонных и интернет-общения), время для молитвы обязательно выкроится.

Неделя за Неделей

Воскресный день в православии называется Неделей. В первое воскресенье (Неделю) Великого поста (8 марта) совершается служба в честь Торжества православия. Празднование установлено в память о победе над иконоборцами в 842 году. В этот день в центре храма выставляются на аналоях храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресенье совершается память св. Григория Паламы, жившего в 14-м веке, который учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе.

В третье воскресенье в центр храма выносится Святой Крест. Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест выставляют для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить верующих к продолжению подвига поста. Крест остается в центре храма до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века — святой Иоанн Лествичник, который более 40 лет жил на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице.

В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской.

В предшествовавший ему четверг Церковь вспоминала так называемое стояние Марии Египетской, великой грешницы, которая смогла искренне покаяться и долгие годы провела в пустыне. А в субботу совершалась «Похвала Пресвятой Богородице».

Шестое воскресенье — Вербное, или Вход Господень в Иерусалим. Ему предшествует Лазарева суббота, Церковь вспоминает воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Вербное воскресенье — великий двунадесятый праздник, когда в храмах повсеместно освящают вербу. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение). Вербным воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная седмица, ведущая к Пасхе.

14, 21 и 28 марта — Великопостные родительские субботы, они установлены для особого поминовения усопших

Постная еда в монастырях и миру

Сегодня все знают, что Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц. Монастырский устав предписывает православным поститься так: первые два дня первой недели установлена высшая степень поста — в эти дни предписывается полное воздержание от пищи.

В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных, Церковь установила вторую степень воздержания — растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается употребление сваренной растительной пищи с постным маслом, причем дважды в день.

И, наконец, последняя, легчайшая степень воздержания, то есть употребление рыбы, разрешается дважды — на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешаются икра, елей и вино.

Однако эти строгие нормы поста неприменимы в условиях современной жизни: многие священники говорят, что если сухоядение было возможно в древних монастырях, где и воздух, и хлеб, и вода были совсем другими, то в современном обществе часов пик и рабочих нагрузок такой пост выдержать сложно. Меру своего поста надо согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.

В миру сегодня традиционно во время Великого поста дозволяется вкушать постную пищу с растительным маслом во все дни, кроме среды и пятницы (в эти дни — сухоядение). По церковному уставу дозволяется по воскресеньям выпивать немного вина для поддержания сил. Жителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий (Приамурье к ним относится) разрешено во время Великого поста иметь на столах рыбу и морепродукты во все дни, кроме среды и пятницы.

Напомним, что православная церковь разрешает послабление в посте больным и престарелым людям, женщинам, ожидающим ребенка, а также молодым мамам, кормящим грудью. Не налагаются пищевые ограничения также на питание воинов, особенно тех, кто по долгу службы выполняет боевые задачи. Не возбраняется полноценно питаться людям, находящимся на государственной службе и особенно отвечающим за жизнь других людей.

Канон Андрея Критского

В первые четыре дня Великого поста (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Православные стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.

Суть покаяния

Лейтмотивом Великого поста является молитва Ефрема Сирина. В ней изложена вся суть человеческого покаяния. Эту краткую молитву читают ежедневно и в храмах, и дома — в дни Великого поста она звучит уже полторы тысячи лет.

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Православный календарь

4 марта — Память 34 валаамских мучеников

В этот день (20 февраля по старому стилю) 1578 года 18 старцев и 16 послушников Валаамской обители были мученически истреблены. Обитель, находившаяся близ границы со Швецией, неоднократно разорялась шведами. Однажды на монастырь совершил нападение военный отряд из новообращенных лютеран, который по льду перешел с материка на остров. Воины зверски расправились с монахами и послушниками. На Валааме нет камня, не окропленного кровью подвижников. В 19-м веке один из валаамских иноков сподобился видения: «они шествовали в два ряда из залитой солнечным светом зеленой рощи и пели древним знаменным распевом погребальные молитвословия. Только когда шествие приблизилось к монаху, он увидел, что все черноризцы обрызганы кровью и покрыты ранами». 34 валаамских мученика причислены к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года.

9 марта — Обретение головы Иоанна Предтечи

После усекновения главы Иоанна Предтечи тело его было погребено, голова же спрятана Иродиадой. Иоанна, жена царского правителя, тайно взяла святую главу и погребла ее на горе Елеонской в Иерусалиме. На этом месте стали строить церковь и нашли сосуд с главой Иоанна Крестителя. Так произошло первое обретение святыни. Честная глава была хранима христианами до тех пор, пока ею не завладел священник-еретик Евстафий. Он исцелял с помощью главы больных, приписывая успех еретичеству. Когда кощунство раскрылось, он спрятал главу Иоанна Крестителя в одной из пещер. Через некоторое время в этой пещере поселились иноки, возник монастырь. Архимандриту обители явился Иоанн Предтеча и указал место сокрытия своей главы. Второе обретение свершилось в 452 году, спустя век после первого. Празднуются они в один день.

14 марта — Память мученицы Евдокии

Евдокия жила во 2-м веке. Она вела греховную жизнь, но однажды женщина приняла святое крещение, раздала имущество нищим и удалилась в монастырь. Немало исцелений и чудес совершилось по молитве святой Евдокии. Когда усилились гонения на христиан, Евдокию привели к правителю Диогену. Во время пыток истязавший ее военачальник Диодор получил известие о внезапной смерти жены. Он в отчаянии попросил Евдокию помолиться. Святая умолила Господа о воскрешении умершей. Это привело к крещению Диодора и Диогена вместе с семьями. После смерти Диогена правителем стал еще более жестокий гонитель христиан Викентий. Святая Евдокия была казнена.

17 марта — Память Даниила Московского

Родился в 1261 году и был четвертым сыном Александра Невского. В жизни святой князь Даниил отличался благочестием, кротостью и миролюбием. При нем увеличила свои территории Россия, а Москва укрепила свои позиции в качестве ее столицы. Князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, который стал называться по его имени — Даниловский. В этом монастыре сам князь принял иноческий постриг. В 42 году он умер (в 1303 году), а в 1652 году его мощи были обретены нетленными.

Возрастная категория материалов: 18+