Как экономика подсела на нефтяную иглу

Сегодня значение курса рубля, настроение инвесторов на фондовом рынке и наполняемость государственного бюджета во многом зависят от одного — стоимости нефти. Российская экономика давно подсела на «нефтяной допинг», и чем сильнее падает цена на «черное золото», тем больше россиян начинают понимать силу такой нефтезависимости.

5—6 последних лет уровень бюджетных доходов России напрямую стал увязываться с ценами на этот энергоноситель, что вскружило голову и аппетиты нашим государственным деятелям. Сигналы о чрезмерном увлечении нефтяными деньгами подавались, но многим не хотелось расставаться с мечтой о сладкой жизни арабских шейхов. Правда, чтобы совсем не погрязнуть в нефтедолларах, с 2004 года часть доходов бюджета стали «замораживать» в Стабилизационном фонде (при цене за баррель нефти свыше 27 долларов). Сама идея целесообразности создания такого фонда заслуживает отдельного разговора. Но дело в другом — российские власти не скрывали, что осознают зависимость развития экономики от одного ресурса. Но к решению проблемы, переориентированию экономики, подошли слишком поздно. И сегодня Россия тяжело больна голландской болезнью.

В 1970-е годы у голландских властей после открытия в стране богатых месторождений природного газа возникла проблема. Ажиотажный спрос на этот энергоресурс подстегнул рост курса гульдена по отношению к другим валютам. В результате другая продукция голландского производства стала неконкурентоспособной на мировых рынках. Однако Нидерланды с помощью эффективных мер смогли справиться с этой напастью. Хотя название болезни, при которой экспортеры несырьевых продуктов страдают от роста национальной валюты, так и осталось «голландской».

Даже определившись с диагнозом, проводить экстренную реанимацию нашей экономики в кризисное время опасно. Пока остается поддерживать общее состояние больного народного хозяйства. Время для комплексной терапии настанет, только когда мировая экономика пойдет в гору.

Хотя ситуация осложняется и тем, что сам нефтяной рынок оказался заражен «ценовыми пузырями». И это дело рук спекулянтов, которые нагревали нефтяной рынок с целью заработать легкие деньги. Ведь за год цена на «черное золото» показывала двукратный рост. Однако такое «надувание» стоимости нефтяного актива мировая экономика уже проходила: с 1979 по 1981 год цена выросла с $13 за баррель до $36, а 5 годами позже произошло катастрофическое падение мировых цен в два раза. Мало кто верил еще год назад, что рынок вновь повторит свой коронный номер с падением.

К сожалению, сегодняшняя нефтезависимость для населения проявилась в падении курса рубля, которое отчасти было вызвано сокращением притока нефтедолларов в страну из-за снижения выручки экспортеров нефти. К тому же девальвация рубля была необходима для поддержки российских нефтяников, которые, по подсчетам Алексея Кудрина, в 2009 году смогут увеличить свои доходы на 50% только благодаря ослаблению национальной валюты.

Помимо этого, для россиян неф-тяная зависимость в кризисных условиях обернулась падением доходов государственного бюджета. По подсчетам Минфина, каждые 5 долларов снижения цены за баррель увеличивают дефицит казны на 0,8% ВВП (данные «Ведомостей»). На текущий год запланировано превышение расходной части бюджета над доходной до 8—10% ВВП.

В заключение стоит отметить, что россиянам придется следить за ценой «черного допинга» по нескольким причинам. Во-первых, чтобы прогнозировать курс рубля. Так, по заверениям Минэкономразвития, если среднегодовая цена барреля нефти составит 41 доллар, то курс рубля остановится у отметки 35,2 рубля за доллар. И дальнейшего ослабления национальной валюты не потребуется.

Во-вторых, чтобы не терять надежды на рост российской экономики. По словам министра Эльвиры Набиуллиной, при эффективных антикризисных мерах рост возможен уже при цене 50 долларов за баррель. В-третьих, чтобы оценивать положение дел на российском рынке акций. Цена на нефть зеркально отражается на поведении фондовых игроков: растет «черное золото» — в зеленую (положительную) зону продвигаются котировки отечественных ценных бумаг. Например, 27 февраля индекс ММВБ вырос на 6,25% и РТС на 1,75% в результате позитивного роста нефтяных котировок на 4,5—6% (в зависимости от сорта нефти).

И все же будем надеяться, что, когда цены на нефть вновь начнут взбираться вверх, российская экономика пойдет на поправку и сумеет избавиться от нефтяной зависимости и не перейти, например, на «газовый допинг».

Возрастная категория материалов: 18+