Сюрпризы на льду

Сильнейшим автогонщиком области стал второразрядник

В Райчихинске прошел пятый, заключительный этап чемпионата Приамурья по трековым ледовым автомобильным гонкам. Итоговая табель о рангах отличается от прошлогодней самым существенным образом.

Не приноровился

к резине

На протяжении многих последних лет борьба за областное «золото» выливалась в междусобойчик двух благовещенских мастеров спорта — многоопытных и титулованных Михаила Садовничего и Александра Яковлева. Если в Дальневосточных чемпионатах по авторалли они — один дружный экипаж, то в областных соревнованиях на ледовом треке ведущие гонщики находятся по разные стороны баррикад, и между ними идет острейшее соперничество за первенство. Год назад по сумме всех этапов наибольшую сумму зачетных баллов набрал Садовничий. Второй результат, естественно, у Яковлева. В квартет сильнейших пробились Сергей Акименко и Аркадий Чернов.

Второй призер прошлогоднего чемпионата приехал на заключительные гонки в Райчихинск, имея в своем активе всего 30 очков и 13-е место в турнирной таблице. Иначе как провальным результат Александра Яковлева не назовешь. Так и не смог маститый водила приноровиться к новой резине, в которую «обули» колеса всех авто в этом сезоне. С ее введением мощный двигатель яковлевской «Тойоты-Короллы» уже не плюс, а скорее минус. Ее хозяин стал раз за разом проигрывать старт, который еще год назад был его коронкой. Еще осенью Яковлев начал подгонку мотора под новую резину, но желаемого результата так и не достиг. Безмедальный финиш маэстро — первая большая неожиданность чемпионата.

Взлет новичка

Вторую, еще более крупную, преподнес завитинский гонщик Денис Алабужев. Ледовыми автогонками он увлекся всего два года назад. Дебютировал в областном первенстве в прошлом сезоне: занял скромное 11-е место, за которое ему был присвоен второй спортивный разряд. С весны по осень все свободное время Денис отдавал своей «Тойоте-Королле».

Уже на первом этапе в сезоне 2008—2009 годов она завезла своего наездника на нижнюю ступеньку пьедестала. И это при том, что соперником завитинского второразрядника был цвет благовещенского автоспорта: два мастера и семь кандидатов в мастера спорта.

То, что завоеванная этапная «бронза» не была случайностью, Алабужев доказал в следующих двух гонках, завоевав в обеих медали такого же достоинства. А 22 февраля он добыл первое в своей коротенькой спортивной карьере «золото», выиграв тур в Благовещенске.

Такая стабильность высоких результатов вывела завитинского спортсмена перед решающими стартами в Райчихинске в единоличные лидеры. Правда, всего одно очко проигрывал ему Сергей Акименко, два — Михаил Садовничий и Александр Юденков. Остальные гонщики далеко отстали и не имели ни малейших шансов даже на бронзовую награду.

Лидер в сугробе

Первый заезд свел вместе сразу трех претендентов на чемпионский титул: Алабужева, Садовничего и Юденкова. Огромное желание Дениса выиграть престижную гонку и закрепить свое лидерство приводит к катаклизму: на одном из виражей он не справляется с управлением машины и вылетает за пределы трассы в сугроб. Михаил и Александр записывают на свой счет пять и четыре очка соответственно, а Денису за сход с дистанции баллов не причитается. Преимущество Алабужева над оппонентами в борьбе за «золото» сразу улетучилось как дым.

Однако предоставленной возможностью догнать и обойти лидера не может воспользоваться его ближайший преследователь Сергей Акименко: из пяти заездов он не выиграл ни одного, а в трех приехал на финиш лишь третьим. Не намного лучше обстоят дела и у Александра Юденкова.

Единственный, кто реально может оттеснить завитинца на второе место, — Садовничий. Он уже выиграл два заезда и сверхуверенно лидировал в третьем. Но невезуха не обошла стороной и Михаила: не доехав метров сто до финишной черты, его «Хонда-Цивик» остановилась — полетел генератор. Нулевая оценка ставит крест на честолюбивых помыслах Садовничего — повторить свой прошлогодний успех.

Возвращение Черемисина

Мастерство амурских гонщиков заметно подросло: восемь участников райчихинского этапа из 20 имеют на своем счету победы в заездах. Бывший вице-мэр Благовещенска Виктор Черемисин сумел сделать это дважды. В итоге поделил восьмое-десятое места. Весьма неплохой результат, если учесть, что он принимал участие в ледовых баталиях после многолетнего перерыва. По мнению специалистов, уже в следующем сезоне Виктор Юрьевич сможет побороться за медали.

Больше всех очков в Райчихинске набрали известный в прошлом картингист Владимир Курдюмов и Сергей Слюсар — по 23. В медалисты по году они не пробились, однако моральное удовлетворение получили немалое. Кстати, призовой фонд райчихинских этапов традиционно в два-три раза больше благовещенских.

А Денис Алабужев все-таки удержался на первом месте в итоговом рейтинг-листе, хотя в Райчихинске показал лишь пятый результат. Чемпион области из Завитинска — сразу и не вспомнишь, когда такое имело место быть в последний раз. Из разряда неожиданностей и «серебро» Александра Юденкова. А вот Михаилу Садовничему, как минимум год, придется походить в малоприятном качестве «экс-чемпиона»: он разделил третье-четвертое места с Сергеем Акименко.

Плюсы и минусы сезона

— Таких интересных и захватывающих чемпионатов у нас, по-моему, еще не было, — сказал Александр Яковлев. — Ни один спортсмен не выиграл больше одного этапа. Никто ни разу за сезон не победил во всех пяти заездах. Сейчас не один-два лидера, как раньше, а шесть-семь примерно равных по классу гонщиков. Уровень мастерства у всех здорово подрос.

И это не все плюсы завершившегося сезона. Еще несколько лет назад по льду на машинах гоняли одни благовещенцы. В общей сложности их набиралось человек 12—14. В 2007 году к ним присоединился Денис Алабужев из Завитинска, в 2008-м — райчихинец Владислав Разумовский, свободненцы Сергей Денисов и Александр Семенов. В прошедшем чемпионате участвовали 27 гонщиков — это вдвое больше, чем три года назад. По меркам легкоатлетов или футболистов прибавка просто смешная, но не надо забывать, что автоспорт далеко не каждому по карману.

— Наша техническая спортдисциплина по-прежнему не закладывается ни в какие бюджеты, — сокрушается главный секретарь областного чемпионата Юрий Кочубеев.

— Спонсоры на дороге не валяются, поэтому гонщикам приходится на все тратить свои кровные. На постройку машин, на приобретение запчастей и бензина. Одна коробка передач стоит 30 тысяч рублей, а ее можно угробить в первом же заезде. Будь у нас бюджетное финансирование, автоспортом занимались бы не два десятка людей, а в разы больше.

Возрастная категория материалов: 18+