О грехе сквернословия

Слово — почти нематериальное понятие. Может быть, и говорить-то не о чем? Но апостол Павел предупреждает: «...злоречивые... Царства Божия не наследуют» (IKop 6:10), а евангелист Матфей в один тон ему: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф 12:36-37). Почему так строго?

Церковь всегда остерегала своих чад от этого греха: «никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе...» — учит апостол (Еф. 4:29). Но гнилые слова сегодня стали нормой в языке народа. Сквернословие употребляется даже в семьях, и не только в общении между взрослыми. Его употребляют женские, детские и даже старческие, от ветхости бессильные уста.

Причиной для сквернословия уже не служит раздражение или гнев. Это уже обыденная речь, матами даже влюбленные перекидываются, она входит в наши уши с экранов телевизоров... Особенно печально то, что сквернословие многими людьми уже и не считается за грех. Но так было не всегда.

Сквернословие — от слова скверна. Заглянем в словарь Даля: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное». Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов.

Грех сквернословия был осужден на Карфагенском соборе. Правило 71: «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств, целомудрие других» (это 3-й век!). Употребляющие скверную брань прежде всего позорят честь матерей, нагло ругаются над богоустановленными законами рождения.

Не все понимают, какая беда кроется в скверной брани. Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Мат являлся языком общения с демоническими силами. Таковым он остался и сегодня. Филология относит мат к явлению, называемому инфернальной лексикой, т.е. адской, из преисподней. От сил ада добра ждать не нужно, единственная цель демонов — погубить человека, завладеть его душой. И если человек сам свидетельствует о своей скверности, он сам вершит себе приговор. Теперь понятно, почему евангелист Матфей написал нам слова Спасителя: «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».

В медицинской практике известно такое явление: при параличе, при полной парализации речи, когда человек не может выговаривать ни «да», ни «нет», он тем не менее совершенно свободно может произносить целые выражения, состоящие из матов. Я лично встречал такую несносную женщину, когда служил в Новокиевском Увале. Получается, что так называемый мат проходит по совершенно иным нервным цепочкам, чем остальная речь. Это что, не бес использует греховный навык человека? Не бес оказывает несчастному свое «благодеяние»? Не бес демонстрирует свою власть над частично омертвелым телом? А что будет после смерти? Власть демона станет полной и окончательной — вот что будет. Поэтому простите меня, родные мои братья и сестры, когда я не соглашаюсь с вашими привычками, о которых вы говорите на исповеди. Уверен, что за употребление мата вас и другой батюшка не пожалеет, а Бог взыщет.

Особенно поражает ругань в устах интеллигентов, в устах руководителей. Очевидно, таким образом они хотят показать «широту» своих взглядов. Но «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).

Заканчивая, напомню вопрос Любочки из «Пошехонской старины» Салтыкова-Щедрина: «Маменька, под какое декольте шею мыть? Под большое или под маленькое?». Шею нужно мыть, чтобы она была чистая, а от сквернословия нужно отказаться совсем и окончательно. Ведь не секрет, что часто вместо мата в фразу вставляются иные, более мягкие слова, а по телевизору матерщину прикрывает звуковая пищалка. Но суть остается одна — все равно это сквернословие.

Возрастная категория материалов: 18+