Золотая лихорадка на Амуре

«Старая мельница» продолжает публикацию материалов из серии «Золотой наш край». Очередной рассказ посвящен истории золотопромышленных обществ. Эти организации пережили множество преобразований и во многом предопределили развитие золотопромышленности на Амуре.

Монополия Мордина

К началу прошлого века самые богатые россыпи Приамурья были отработаны. Промышленники не хотели тратить свои деньги на механизацию добычи желтого металла и стали объединять прииски в общества для получения свободных капиталов. В 1900 году создано Амурское золотопромышленное общество (АЗО), которое начало разрабатывать новый Златоустовский прииск.

«По договору от 05.12.1900 г. П. В. Мордин передал АЗО все россыпные площади. Заявки же, а впоследствии и отводы рудников оставил за собой. Основной капитал АЗО определен уставом в 3000000 рублей, разделенных на 12000 акций. Мордин при учреждении общества оставил за собой 55% общего количества акций и был первым председателем правления и директором-распорядителем. Затем путем выкупа акций участие его увеличилось до 75%, голос Мордина был решающим на общем собрании акционеров» (исторический очерк).

Став в 1899 году миллионером, Мордин пытается еще больше разбогатеть, все работы на площадях АЗО велись хозяйским способом. Часть крупных приисков к тому времени была механизирована. Работники устанавливали узкоколейные пути, завозили вагонетки, которые заменяли таратайки, строили сплотки. Но начало нового века не принесло облегчения простому старателю, изнурительный 15-часовой рабочий день остался прежним. Не изменилось ничего, и людское терпение было на пределе. Рабочие стали отстаивать свои права. На многих приисках, в частности на прииске Жедренском (1900 г.), забастовали рабочие. По приказу управляющего Степенова прибыли казаки. В результате 12 человек было убито, многих забрали в «казенный дом».

Ведь, чего греха таить, самое ценное — доводку и сохранность золота — доверяли не вполне порядочным людям и хозяйским лизоблюдам. Они привыкли приходить к обогащению путем обмана. Даже продвигающийся прогресс в освоении разработок золота был им на руку. Они грели руки на сговоре с промывальщиками.

Вербовка навеселе

Тяжелый рабский труд очень часто приводил к волнениям среди рабочих. Их били, арестовывали. Когда в 1902 году был принят закон о свободном обращении золота, многие старатели ушли хищничать. Их пытались заменить новичками. В «жилуху» постоянно отправлялись пароходы с вербовщиками. Они заманивали людей своими рассказами о большом золоте. Ставка делалась на переселенцев, беглых со знаменитой «амурской колесухи» и разный сброд. Будущих работников подбирали на железнодорожных вокзалах, в речном порту и на пристани Благовещенска. Предпочтение отдавалось китайцам — они были нетребовательны и работящи.

Набрав нужное количество людей, служащие АЗО дико пьянствовали в ресторанах, дожидаясь отплытия парохода. Путь предстоял по Селемдже до Экимчана. За одну ночь кутежа нувориш оставлял в кабаках до одной тысячи рублей. Потчуя себя расстегаями, паюсной икрой и пухлыми разнузданными девками, не забывая кичиться, какой он богач и что все он может. Тогда как простой старатель за весь сезон едва зарабатывал 30—35 рублей.

Пока небольшой мелкопосадочный пароходик с трудом преодолевал мощное течение Селемджи, над долиной слышались крики, пьяная брань и унылая песнь о таежном бродяге. С 1891 года деревянный пароход «Баян» ходил между Благовещенском и Экимчаном, снабжая прииски продовольствием, мануфактурой, скобяными изделиями.

Позже золотопромышленники Н. А. Королев и К. Г. Веселентьев создали Нижне-селемджинское золотопромышленное товарищество, приобрели пароходы для снабжения приисков, открыв компанию Селемджинского пароходства. В станицах Черняевского и Кумарского округов занялись поставкой сена для Верхнеселемджинской компании по подряду на сумму 40000 рублей и перевозку грузов на сумму до 50000 рублей. Крестьяне-переселенцы, занимающиеся хлебопашеством, поставляли фураж, зерно.

В некоторых селениях крестьяне занимались ремеслами — гнали деготь, смолу для золотопромышленных компаний, изготавливали колеса, телеги, сани и мелкую посуду. Мещане-молокане имели небольшие гончарно-бондарные производства, чья продукция была также востребована на приисках. Крестьянин деревни Астрахановка Огородников дал частный кредит для П. В. Мордина мукой и маслом — 25000 рублей.

Богатство на обмане

В 1901 году во время Столыпинской реформы заграничную муку обложили пошлиной — ее стало невыгодно завозить. предприимчивые амурские купцы стали открывать мукомольные предприятия, у которых основными потребителями были золотые прииски. Много товаров отправлялось на пароходах «Баян», «Казбек» и со знаменитой торговой фирмы «Чурин и К» в адрес их служащей и владелицы нескольких приисков Юлии Николаевны Репиной. Она была бывшей протеже Мордина, ставшего у руля АЗО и хозяина Харгинских приисков.

Благодаря этим поставкам и вложениям своего капитала АЗО оказало заметное влияние на экономическое развитие края. Оно стимулировало судоходство, сельское хозяйство, частные промыслы и являлось крупным потребителем товарного хлеба и фуража. Однако, как видно из исторических документов, в лавках обществу зачастую продавались подтухлые продукты, гнилая мануфактура, непрочный инструмент. Все это закупалось снабженцами, которые наживались за счет компании. Много золота АЗО уходило на подкуп чиновников и разного рода благодетелей. Было построено много домов для служащих компании, новое здание управления, где главным бухгалтером и управляющим был Смолин. Также выросли богатые дома в Иркутске и Санкт-Петербурге, где плотно обосновался наш главный миллионер Мордин.

п. Златоустовск.

Продолжение следует.

Возрастная категория материалов: 18+