Улак — Эльга зарастает травой

Строителям железной дороги до Эльгинского месторождения угля должны 4 миллиарда рублей

Прошел год со дня торжественного возобновления строительства подъездных путей к Эльгинскому месторождению угля. Несмотря на многообещающие речи и не менее бодрые лозунги на июньском митинге 2008 года, крупнейший на Дальнем Востоке инфраструктурный проект начал давать сбои уже через несколько месяцев после разрезания красной ленточки.

Сегодня здесь остановились практически все работы, десяткам строительных организаций должны миллиарды рублей, что привело к критическому положению большинство бамовских предприятий. Как строители железной дороги Улак — Эльга пытаются выбить долги у заказчика и какие перспективы у этого проекта — выяснял наш корреспондент.

Кризис со взрывом

Шесть лет на севере Приамурья ждали, когда продолжится начатое в 2001 году строительство 320-километровой железнодорожной ветки от разъезда Улак в Зейском районе до угольного месторождения в Якутии. Когда в октябре 2007 года прошла информация о покупке акций «Эльгауголь» компанией «Мечел» и главном условии сделки — завершить сооружение дороги в сентябре 2010 года, жители северных районов области, и в первую очередь механизаторы, взрывники, мостовики, обрадовались этой новости. Появилась перспектива стабильной работы, будущее у вымирающих поселков вдоль линии БАМа. В июне прошлого года «Мечел» и генеральный подрядчик «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» дали старт стройке. Но уже осенью предприятия, задействованные на Улаке, начали бить тревогу: за выполненные работы заказчик перестал рассчитываться. Весной этого года кризис достиг своего апогея, и строители отказались продолжать работы на линии.

— Только группе компаний «Взрывпром» должны более 600 миллионов рублей. Мы выполняли на этом объекте 99% буровзрывных работ, взорвали 4 миллиона 597 тысяч кубометров скалы. В апреле прекратили работать на Улаке: из-за отсутствия средств нам не на что закупать взрывчатые вещества, запчасти для станков, — объясняет Иван Шестак, пресс-секретарь группы компаний «Взрывпром». — Полгода мы ведем переговоры с заказчиками по вопросу погашения задолженности, но 1,5—3 миллиона, которые нам несколько раз перечислили, проблемы не решили.

Долги от «Мечела»

Тындинские взрывники попали в самую сложную ситуацию — они работали с 26 механизированными колоннами со всего Дальнего Востока, с каждой из них был заключен договор. Сегодня, когда прекратилось финансирование стройки, десятки мехколонн не могут рассчитаться в свою очередь со взрывниками. Прямого договора подряда с инжиниринговой корпорацией «Трансстрой» у «Взрывпрома» нет, поэтому не исключено, что мехколонны могут обанкротиться и не отдать долги. Сейчас у взрывников образовалась задолженность по налогам, заработной плате. Такое же положение и у мостовиков, механизаторов. Дочернему обществу ОАО «БАМстроймеханизация» — «ДФСК» должны почти полмиллиарда рублей, долг в несколько сот миллионов рублей и перед «Мостостроительной компанией-10». У организаций нет денег на расходные материалы, у работников предприятий нет возможности платить по кредитам, за коммунальные услуги.

— Кризис с «Мечелом» напрямую коснулся и коммунальщиков Тынды. Люди, живущие в доме «Взрывпрома», нам должны по 50—60 тысяч рублей. Взрывники приносят справки о том, что им не платят зарплату, и отказываются платить по счетам. В этой ситуации горожан можно понять: у всех кредиты, дети учатся в институтах, и, естественно, деньги в первую очередь идут туда. Но как быть нам? — задает риторический вопрос Павел Эпштейн, директор управляющей компании «Наш дом».

Оптимизм без результата

На совещаниях с участием инвестора — компании «Мечел» строителям неоднократно обещали взять кредит и рассчитаться по долгам, но заверения менеджеров никакого результата не дали. Президент Якутии Вячеслав Штыров тоже был возмущен сложившимся положением со стройкой, однако даже вмешательство руководителя республики никак не повлияло на инвестора. Корреспондент «АП» дозвонился до начальника дирекции развития Эльгинского месторождения ОАО «ХК Якутуголь» (заказчик строительства дороги) Андрея Костромина с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг Эльги, но давать какую-либо информацию Андрей Витальевич в категорической форме отказался.

В это же время пресс-служба компании «Якутуголь» рассылает пресс-релизы с оптимистическими прогнозами, в которых о долгах практически ничего не говорится. Хотя кризис коснулся всей угледобывающей промышленности «Мечела», в который входит холдинг «Якутуголь». Так, погрузка на Нерюнгринском разрезе упала в несколько раз: потребность в угле значительно снизилась как внутри страны, так и за рубежом. Сегодня нет особой необходимости в дополнительных месторождениях, хотя конъюнктура рынка очень изменчива и есть высокая вероятность, что уже через год снова будет востребован российский уголь, поэтому «Мечел» не отказывается от реализации проекта освоения Эльгинского разреза.

Эльга урезает бюджеты

Из-за финансового кризиса сроки сдачи железнодорожной ветки Улак — Эльга уже сдвигаются на год. Пустить поезда с углем осенью 2010 года не получится даже при устойчивом финансировании, так как последние шесть месяцев работы на объекте практически не велись.

— Со своих участков на Улаке мы не ушли, оставили там оборудование, охрану, с надеждой, что начнется финансирование и взрывники возобновят работу. Не хотелось бы, чтобы повторилась ситуация 2002 года, когда МПС официально отказалось от строительства железной дороги до Эльги. Но в то время нам четко об этом сказали, а сейчас полная неопределенность: с одной стороны, нет денег, а с другой — нам говорят: работайте, —продолжает Иван Шестак. — Пока же нам пришлось перейти на режим экономии: на 20% уменьшили оклады, отказались от ряда льгот. Для того чтобы нам войти в нормальный режим работы, группе компаний «Взрывпром» нужно хотя бы 200 миллионов рублей.

Кризис на Эльге почувствовали и местные бюджеты, которые в основном формируются за счет налога на доходы физических лиц. Под угрозой выполнение ряда социальных статей.

— У нас был сформирован хороший бюджет, в котором были запланированы расходы и на ремонт дорог, и на покупку спецтехники, автобусов, но сегодня мы наблюдаем снижение поступлений налогов, и нет гарантии, что мы сможем профинансировать все статьи, — рассказывает Виктория Щекалева, заместитель мэра Тынды по экономике.

Пока инвестор решает, где взять более четырех миллиардов рублей, чтобы рассчитаться со строителями, на железнодорожной ветке от Улака снова начинает расти трава, разрушаются мосты, проседает рельсошпальная решетка. В условиях вечной мерзлоты восстановленная дорога уже за лето может превратиться в непроходимое направление, которое нужно будет уже в третий раз отстраивать заново.

Возрастная категория материалов: 18+