Золотая лихорадка на Амуре

«Старая мельница» продолжает публикацию материалов из серии «Золотой наш край». Очередной рассказ посвящен истории «Золотопромышленных обществ».

Эти организации пережили множество преобразований и во многом предопределили развитие золотопромышленности на Амуре.

Продолжение. Начало в номерах за 17, 24 апреля.

«Закон тайга»

Глухая тайга постепенно расступалась под напором людской массы, наводнившей ее, как муравьи. Многие стали оседать здесь же, на приисках, строя домики и корчуя огороды. Пришлый и беглый люд ютился по баракам, все это было похоже на постоянное место жительства. По берегу Харги расстроились станы Жедринский, Златоустовский, в верховьях Селемджи построился населенный пункт Дмитриевка, впоследствии перевезенный в п. Верхнемайский. Вдоль реки Эльги на бугре раскинулся стан Ольгинский с рядами крепких складов, где хранились запасы муки, крупы, завезенные по Царской дороге через гору Эзоп из Софийска.

Пробивались тропы, строились дороги, обживая владения злого духа Харги. По рассказам эвенков, в эти места приходили помирать старые и больные олени. Больно худое место. Здесь «живет» дух Харги.

Теперь же золотая лихорадка одурманивала пьяные головы старателей, непосильным трудом превращала в инвалидов здоровенных тамбовских мужиков, истощала тела узкоглазых китайцев. Двадцатый век изменил былую жизнь на Амуре — строились заводы, фабрики, мукомольни. Засевались тысячи га земли. Предприимчивые переселенцы обеспечивали население мясом, молоком, овощами. Казалось, живи и радуйся, но царское правительство втянуло Россию в войну с Японией. И хотя с приисков мало кого забирали в армию, вести о потопленном «Варяге», о событиях в далеких сопках Маньчжурии доходили до харгинских приисков. А здесь были свои законы: «Закон — тайга, черпак — норма, и работа, работа».

После первого съезда золотопромышленников, который был в 1907 г., правительство разрешило брать ссуды для приобретения золотодобывающих машин. На съезде Мордин П. В. был готов пожертвовать деньги на открытие училища горных техников, он понимал, что механизация и правильная разработка разрезов — это гарантия на будущее. Ранее он принимался за разработки и подготовки полигонов под новозеландские драги, для чего отправил своего специалиста-самоучку Алексеенко на изучение дражного дела в Бодайбо. Когда лодка с людьми проплыла устье Харги, они расслабились, и на одном из перекатов Селемджи Алексеенко утонул.

Паровые драги

Перспективная разработка нового разреза ниже ключа Казанского, который был параллелен с ключом Албын, где стоял прииск Жедринский, сулила хорошую прибыль, поэтому была применена новая технология с водоотливом, пульсометрами и центробежным насосом, именно сюда нужны были грамотные люди, разбирающиеся в механике, а также плотники, чернорабочие. И они нашлись на строительстве амурской железной дороги, которая строилась с 1908 года.

Возбужденные рассказами о сказочном богатстве золотых ключей, потянулся шустрый оборотистый народец в далекую тайгу, бросая тяжелые земляные работы, представляя в воображении себя чуть ли не хозяином прииска. Ох и много косточек этих россиян было съедено зверем, многие погибли от водки и, проигравшись в карты, умерли от острого ножа. Но неведомая сила заставляла их пополнять ряды обнищавших старателей.

Тимофей Черный.

п. Златоустовск.

Продолжение следует.

Возрастная категория материалов: 18+