На щучьих морях

Рыбалка на водохранилищах подарила встречи с пятнистой хищницей

О рыбалке на водохранилищах Зейской и Бурейской ГЭС ходят легенды. Я видел много фотографий огромных щук, пойманных в этих водоемах, и всякий раз мечтал оказаться в роли рыбака, который вытаскивает на блесну зубастого хищника.

И вот мне довелось побывать со спиннингом и на Зейском, и на Бурейском морях. Яркие впечатления от испытанного позволили сравнить два самых больших и рыбных водоема Приамурья.

«Москвич» на воде

На Бурейское море меня пригласил приятель. Пообещал сухопутный и вод-ный транспорт, а также массу незабываемых впечатлений. Рыбалке планировалось посвятить двое суток.

Сборы были скорыми: купили стандартную «рыболовную» провизию, прочные спиннинги и побольше блесен, взяли палатку, спальники. 300 километров до поселка Талакан преодолели на джипе меньше чем за 5 часов. На окраине поселка на небольшой пристани пересели на катер: на рыбные места Бурейского моря невозможно подъехать на автомобиле — только водным транспортом.

— Наши местные ловкачи на таких, как вы, делают бизнес, — улыбался наш проводник — абориген и хозяин катера Константин. — Хочешь порыбачить красиво — заплати за доставку к месту и обратно по тысяче рублей с носа. Так что рыбалка по-бурейски по карману не всем желающим.

С Константином мы планировали доплыть до какого-то ключа, впадающего в водохранилище, но малосильный двигатель катера, позаимствованный у старенького «Москвича», быстро перегрелся. Мы встали посреди озера, образовавшегося между сопок от разлива воды, которой преградила путь Бурейская ГЭС. «Под нами 80 метров глубины», — пытался запугать Костя. Поверили ему на слово, тем более что о глубине озера можно было судить и по верхушкам сосен, торчащим над водой: все-таки местность для озера перед перекрытием Буреи очистили плохо.

После быстрого ремонта прямо на воде пристали в первом, более-менее пригодном для рыбалки заливе, где уже промышляли «коллеги по счастью». Увидев их садки с щукой, мы убедились, что рыба в озере есть. Наши предшественники поймали не слишком большие экземпляры зубастой. Это почему-то нас порадовало и вселило надежду на то, что крупный улов дожидается именно нас. Но рыбаки остудили наш пыл.

— На щуку собрались? — спросил очевидное крупный мужик в камуфляже и болотниках. — А леска-нитка у вас есть?

Не совсем понимая, о чем он, отрицательно покачали головами. Позже до нас дошел смысл этого вопроса: у щуки безумная активность, и пока пытаешься ее вытянуть из воды, она может перегрызть даже самую толстую леску, если только это не капроновая нить. Но рыбачить в день приезда так и не пришлось: дело было к вечеру. Поставили палатку, подкрепились подогретой кашей и легли спать.

Зубастый минимум

Утром вместе с приятелем на резиновой лодке мы отправились на долгожданную «морскую охоту». Примерно через час он вытащил «карандаш» — небольшую щучку. Рыба тощая, на солнце светится, но и ей были рады: клевалось не так бурно, как мы ожидали. Вскоре обнаружили еще один недостаток бурейской рыбалки — слишком быстрый расход блесны. Примерно через бросок блесна своим якорьком цепляла какое-нибудь полено или траву. Подобного мусора, мешающего рыбакам получать удовольствие от забросов, в Бурейском озере очень много. Из-за него же мало мест-подходов, прогалин, где можно, не боясь потерять блесну, покидать спиннинг.

Пока я мысленно подсчитывал ущерб от тающего на глазах запаса снастей, мою блесну схватила серьезная рыба. Приятель подставил сачок, и мы втащили в лодку трехкилограммового хищника. Довольные, поплыли к табору — пойманного «монстра» ждала фотосессия. После обеда продолжили. Но щука уже не гонялась за блестящим куском металла, а на следующий день нужно было уезжать. К концу недолгой рыбалки в активе каждого числилось по 3—5 щук — для этих мест немного. Однако и август далеко не лучший месяц для рыбной охоты.

По пути домой делились впечатлениями. В общем рыбалка понравилась, но уж слишком щука мелкая, да и переезды на катере неудобны. Под щучьим опьянением, не отпускавшим нас до самого дома, один из нашей компании внезапно предложил махнуть на рыбалку в Снежногорск, где прошло его детство. На заманчивое предложение съездить на Зейское море мы согласились без колебаний — уж очень хотелось сравнить, где щука лучше.

Мимо золотых песков

И вот спустя две недели мы в Снежногорске. Дорога все на том же японском джипе на сей раз заняла 10 часов. Выезжать пришлось ночью, чтобы не потерять день рыбалки. В Снежногорск мы приехали к десяти утра и сразу подались на знаменитые Золотые пески — одно из самых живописных здешних мест. Именно тут водохранилище больше всего напоминает настоящее море: огромный песчаный пляж, на горизонте практически не видно противоположного берега, прибой, волны, теплая вода, окружение высоких сопок — не хуже, чем настоящее морское побережье. Эти места знают многие: сюда приезжают отдыхать и амурчане, и жители соседних регионов. Снежногорцы сказали, что недавно насчитали на песках 200 машин с «дикарями». Но здесь беззаботный отдых, а мы приехали за рыбацкой суетой. Где ее найти, расспросили у местных.

— Лучше всего сейчас ловится на Пальпаге, — посоветовал одноклассник моего приятеля Алексей. — Но вы туда даже на джипе не проедете, нужен специальный транспорт. Так что езжайте на Китайский, это недалеко.

Последовав совету, проехали еще около семи километров от Снежногорска. Китайский залив Зейского моря казался самым что ни есть щучьим местом: много наносника (бревен и палок, прибившихся течением к одному из берегов), травы, а значит, и гольяна — излюбленной пищи щуки. Но щук не было — за три часа ни единой поклевки. Драгоценное время уходило, и место решили поменять.

Спасительный болотоход

Мы вернулись в Снежногорск и озадачились поиском спецтранспорта, о котором говорил Алексей. Вскоре таковой нашелся. В перевозке вещей на речку Пальпагу, впадающую в море, помог коренной рыбак и охотник Григорий. Его чудо-автомобиль марки «Болотоход», сконструированный им самим из ходовой части «Запорожца», двигателя мотоцикла «ИЖ» и еще черт знает чего, за счет легкого веса и огромных колес проходит везде. «Питается» болотоход самым дешевым 76-м бензином.

— Удобен и прост в эксплуатации. Может проехать по любому участку суши, будь то гравийка, марь, или озеро, — хвалился своим изобретением Григорий. — Испытано не раз. Мне за эту машину городские давали 250 тысяч рублей — не продал.

…Еще четыре часа понадобилось, чтобы преодолеть 30 километров и добраться по полному бездорожью до зейского залива, где впадает Пальпага и где одно из лучших мест, чтобы поймать щук и карасей. Сказать, что дорога очень сложная — значит не сказать ничего. Ползком на джипе по узкой тропе, застревая в огромных лужах, и потом еще час пешком по мари — так могут только заядлые рыбаки.

Большой клев

На Пальпаге красивейшие дикие места. Но огромный недостаток: берег нетвердый, марь, рыбалка возможна только с лодок. Без болотников там вообще делать нечего. Пришлось ставить палатки прямо на мари, отчего некоторые приятели сильно расстроились. К ночи зазвучали призывы вернуться поближе к поселку. Но времени было упущено слишком много. Решили дождаться рассвета и проверить место — рыбное или нет.

С утра, вооружившись спиннингами, выплыли на озеро. И тут началось! Щуки ловились с первого же заброса. Рыба хватала блестящую «обманку», как будто все лето не ела. За три часа клева каждый поймал по 6 хвостов. Зейская щука оказалась намного крупнее бурейской, длиннее, жирнее и даже красивее. Да ее тут и больше гораздо! В сезон (май—июнь) любой рыбак на спиннинг за полдня может поймать на Зейском водохранилище мешок этого хищника. Причем отдельные экземпляры достигают 12—16 килограммов.

Ловля щуки на блесну — один из самых волнующих видов рыбалки. Когда ощущаешь удар по спиннингу, с трудом накручиваешь леску на катушку, начинается борьба с зубатым хищником. Выудить его не так-то просто — щука активно сопротивляется: уводит блесну под плавун, вылетает из воды. Леску может запросто перекусить. Даже у самой лодки она пытается выплюнуть впившийся в пасть крючок. Заякоренное судно еле удерживается на месте. Но этого просто не замечаешь и потихоньку наматываешь леску, подводя рыбу все ближе. И вот перед глазами ее открытая пасть, куда с легкостью поместится волейбольный мяч. Заводишь под рыбу сачок, резко поднимаешь и опускаешь на дно лодки. Сдержать крик победителя невозможно! Кстати, если после такой борьбы хочется взять хищницу в руки, держать ее следует только за глазницы — глаза рыбины уходят далеко в глубь черепа, и это ее парализует.

Прогнанные ветром

На другие снасти мы поймали несколько десятков карасей. Средний зейский карась — один килограмм веса. А вообще, и трех-пяти килограммовыми здесь никого не удивишь. А вот удивлению некоторых начинающих рыбаков, которые были с нами, не было предела: электронный «кантарик» и фотоаппарат наши «новички» не выпускали из рук. Клев продолжался часа три. Завтрашний день обещал быть также промысловым.

Но ночью начался ливень, задул ветер, и утро встретило нас дождем. Одежда вымокла, уровень моря поднялся. Кидать блесну при такой погоде бессмысленно: в дождь щука не охотится из-за низкого давления, блесну видит плохо. Расстроившись, стали собирать вещи — предстоял долгий путь назад, и без того мокрую дорогу залило еще больше. Вскоре послышался знакомый шум болотохода…

Уезжая, я понимал, что из двух морей Зейское мне приглянулось больше. Сказочная таежная природа красивее, рыбалка азартнее, щука крупнее, меньше зацепов блесны, к воде можно подъехать на машине. И все это, несмотря на сложную долгую дорогу и экстремальный кемпинг. Но, может быть, именно это и привлекало.

Щуколову на заметку

Собираясь на щуку, следует запастись спиннингами как можно более высокой прочности, например карбоновыми. Катушку лучше купить не обычную, а инерционную: принцип ее работы позволяет выудить самую крупную рыбу. Бросать инерционный спиннинг несколько часов подряд, когда на мышцы идет значительная физическая нагрузка, легче, да и противных «бород» он не делает. Также с собой стоит прихватить запасную катушку, нить, десяток разнокалиберных блесен, которые необходимо менять, если клева нет. Если одна блесна не понравится рыбе, то другая может «пойти на ура». На Зейском море, например, щука предпочитала блесну, обмотанную красной распушенной нитью.