Владимир Дьяченко: «Для нас перепись уже началась»

Руководитель Амурстата рассказал «АП», как область готовится к Всероссийской переписи населения

До Всероссийской переписи населения осталось 313 дней. Ее проведение едва не поставил под угрозу экономический кризис: в сентябре центральные СМИ сообщили, что перепись перенесут на 2013 год.

Тем не менее важность предстоящего мероприятия перевесила финансовые неурядицы, и, как и планировалось ранее, нас посчитают в октябре 2010 года. Как идет подготовка к переписной кампании в Приамурье и почему каждому из нас важно принять участие в переписи — на вопросы «АП» ответил руководитель Амурстата Владимир Дьяченко.

— Владимир Николаевич, почему Росстат не поддержал идею о переносе сроков переписи?

— Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» предусматривает, что перепись должна проводиться раз в 10 лет. Предыдущая перепись в нашей стране прошла в 2002 году, поэтому предельный срок, когда могла бы быть проведена следующая, — 2012 год. Однако есть рекомендация ООН о проведении переписи в нулевые годы и с циклом в 10 лет. Соответствующие законы приняты в подавляющем большинстве стран. В связи с этим было принято решение, что следующая перепись в России должна пройти в 2010 году.

Вместе с тем из-за стремительно развивающегося кризиса возникла идея перенести перепись сначала на 2012 год, а потом и на 2013-й. Не только Росстат отнесся к этому отрицательно, но и очень многие структуры, чья деятельность завязана на цифрах переписи.

Перепись крайне нужна. И очень важно, чтобы она проходила одновременно с переписью во всем мире. Представим себе, что большинство стран провели ее в 2010 году, и уже через год они имеют первые итоги обработки. Начинается сравнительный анализ, на эту информацию реагирует бизнес, она определяет инвестиционный климат. Нас там нет, мы попадаем в сетку только в 2014 году. При этом итоги нашей переписи несопоставимы с итогами других стран. Мы оказываемся сбоку, что для страны крайне невыгодно, если мы заинтересованы в том, чтобы сюда притекали капиталы, проводились инновационные процессы и так далее.

— Как идет подготовка к Всероссийской переписи населения в Приамурье?

— Для статистиков перепись уже началась: мы провели большую предварительную работу. Важно было понять, какой должна быть анкета, какие вопросы в нее необходимо включить. Сейчас в эту работу, кроме статистиков, включаются все министерства и ведомства, которые так или иначе будут задействованы в переписи. Так, на областном и муниципальном уровнях создаются комиссии для координации деятельности всех заинтересованных структур. Их членами, как правило, становятся представители федеральных, областных и муниципальных органов власти, ректоры вузов. Областную комиссию возглавит заместитель губернатора Виктор Марценко. На него будет возложен контроль за ходом подготовки к переписи.

А работы еще очень много. Например, в каждом населенном пункте на всех домах должны быть таблички с названиями улиц и номерами. Все должно быть легкоузнаваемым. Это вопрос к местным властям.

Что касается милиции, то здесь такие важные вопросы: в первую очередь должна быть налажена регистрация людей. Она должна вестись таким образом, чтобы к моменту переписи мы могли поставить какую-то точку. Иметь некую законченную картину, не текущую. Особенно сложно с временным контингентом, в том числе с иностранцами, которые работают в Приамурье.

Наконец, перед милицией стоит задача сопровождать наших переписчиков, когда они идут в проблемные семьи. Не секрет, что ряд квартир превращены, грубо говоря, в бомжатники, где царит беспробудное пьянство и куда страшно зайти. И мы должны будем обеспечить безопасность наших переписчиков.

— Чем перепись 2010 года будет отличаться от предыдущей? Что нового появится в анкетах?

— В том-то и дело, что самая главная задача статистиков, чтобы переписи были как можно более идентичными. Потому что очень важна не сама точка — сколько нас, а сравнение — сколько было, сколько стало. Например, по итогам переписи 2002 года мы узнали, что численность населения Амурской области по сравнению с переписью 1989 года сократилась на 147,4 тыс. человек. И произошло это в основном из-за миграционной убыли населения.

Более того, мы стараемся наш инструментарий оценки максимально приблизить к мировому стандарту. Понятно, что у нас есть своя специфика, от которой не уйдешь. Скажем, представьте себе коттедж в Германии. Ни одному бюргеру не придет в голову выращивать редиску, свеклу, морковку. У нас же совсем другая история. И когда начинаем говорить о доходах, они нас не понимают, спрашивают: «Сколько денег получаете»? Подождите, деньги деньгами, но наш человек живет еще и за счет своего огорода.

К примеру, в Приамурье в 2002 году свыше 120 тыс. опрашиваемых назвали одним из источников средств к существованию доход от личного подсобного хозяйства.

— На какие вопросы может ответить только перепись?

— Перепись — это важнейший источник информации. О демографической ситуации, миграции населения, занятости, жилищном положении, о том, что сегодня представляет собой семья или национальный состав населения. Сведения, полученные в ходе переписи, помогут эффективнее решать те или иные проблемы.

Например, национальный демографический проект, введение материнского капитала, повышение пособий по беременности во многом стали реальностью благодаря переписи 2002 года. Мы знали, что в Приамурье существует проблема с рождаемостью, но мы не знали ее масштабы. И когда прикинули, что произошло с 1989 по 2002 год, а за эти годы смертность превысила рождаемость более чем на 3 тысячи человек, и что будет, если мы ничего не изменим в этой ситуации.

— Наверное, самый главный вопрос, который всегда вызывает беспокойство: анкета будет анонимной?

— Анкета не содержит таких данных, которые бы позволили определить, кто конкретно на нее отвечал. Но для того чтобы зафиксировать, каких людей мы уже опросили, составляются рабочие списки. Впоследствии эта информация уничтожается. И на обработку мы уже отправляем анкеты, где нет ни имен, ни фамилий. Тем самым анонимность обеспечивается автоматически. Настолько, что даже никто не пытается использовать наши базы данных, чтобы получить сведения о людях. Бесполезно.

Для тех же, кто не захочет пускать в свой дом переписчика, откроются стационарные участки, куда можно будет прийти и заполнить анкету. Более того, есть возможность для заполнения анкет самостоятельно. Надо отметить, что по опыту прошлой переписи в своем подавляющем большинстве амурчане настроены и к переписи, и к переписчикам благожелательно.