Пернатое переселение

Амурские страусы породнились с хабаровскими

Первая и пока единственная страусиная ферма в Амурской области приняла новых постояльцев. Трех гигантских пернатых готовились пустить под нож в Хабаровском крае. Страусовод из Мазановского района Федор Жуков выкупил приговоренных и поселил вместе со своими подопечными. Теперь экзотические птицы ждут потепления и последующего за этим беби-бума. Вот уже пять лет Новокиевский Увал переживает нашествие любителей экзотической живности.

Первым делом все детские экскурсии и вполне серьезные взрослые делегации держат курс на страусиную ферму. Она здесь как главный ориентир, ошибиться и равнодушно проехать мимо невозможно. Птичьи головы с огромными, опоясанными густыми ресницами глазами и плоскими, как лопаты, клювами на фоне заснеженных крыш — зрелище не для слабонервных. Они вытягивают свои длинные шеи из-за забора прямо на улицу, одновременно пугая и веселя прохожих.

Даже самые отпетые пессимисты свыклись с мыслью, что теплолюбивые пернатые экзоты вполне сносно переносят амурские морозы. В качестве главного подтверждения местный долгожитель — двухметровая Глафира. Та самая, о которой уже неоднократно писала «АП». Еще будучи птенцом, вместе с братьями и сестрами она пересекла всю страну на московском авиарейсе и нашла прописку в Амурской области. Теперь у нее сразу несколько вальяжных, а порой и очень беспокойных соседей. Часть из них еще прошлой весной переехала из Хабаровского края.

— Когда узнал, что в Хабаровском крае закрывается страусиная ферма, решил забрать птиц к себе, — вспоминает местный ветеринар и хозяин страусов Федор Жуков. — Прежних хозяев можно понять — страусы не дают быстрой отдачи, для их разведения нужен серьезный опыт. У меня кое-какие навыки уже имеются, поэтому решил пополнить собственное поголовье за счет хабаровских. В противном случае их ждала гибель. Пошли бы под нож, и все дела.

Драка за место в вольере

По словам Федора, страусиный переезд превратился в целое событие. Одна подготовка отняла массу времени и сил. Для транспортировки сгодился автомобильный скотовоз одного из знакомых. Грузовик, предназначенный для перевозки крупного рогатого скота, утеплили и обили мягкими материалами.

— Дорога есть дорога — птицы переживают стресс, и никто не знает, как они себя поведут, — продолжает страусовод. — Начнут беспокоиться, подпрыгивать, а голова — самое слабое место — один раз ударится о потолок и погибнет. Старались предусмотреть любую неожиданность. Да там не только в голове дело — масса тела большая, в ограниченном пространстве каждое движение может привести к травме крыльев или ног. Кстати, по этой же причине отказались от других видов транспорта в пользу приспособленного автомобиля — кузов, как специально, на три отдельных отсека поделен. Они друг другу в пути не мешали. Кормить не кормили, да и не стали бы они есть.

В итоге путь из Хабаровского края в Амурскую область занял целые сутки. Машину вели осторожно, сильно не разгоняясь, избегая малейших ухабов. Птицы доехали невредимыми. Главные неприятности начались уже на новом месте жительства. Выгрузка во дворе собственного дома была гораздо тяжелее, чем сам путь из Хабаровска.

— Аккуратно выводили их на землю, одна из самок на меня упала, плечо ушиб, думал — вывих. Долго кость болела, — до сих пор потирает ушибленное место собеседник. — А уже в вольере они драку с местными устроили. Видимо, нервное напряжение все-таки сказалось. Хабаровские постарше будут, в итоге одна из моих молодых самок получила тяжелую травму ноги. Двигаться совсем не могла и была обречена на гибель. Пришлось ее на мясо пустить.

В принципе ничего необычного в этом нет — у каждой птицы свой характер, и рано или поздно конфликты случаются. У Глафиры в привычку вошло сзади подкрадываться и пинка давать. У страуса большой, загнутый коготь на среднем пальце ноги, если с размаху приложится, то мало не покажется. Я уже привык с ними ухо востро держать.

Момент истины

Местную акклиматизацию хабаровские новоселы прошли относительно легко. У них изначально ум короток, говорит страусовод, быстро забывают даже собственного хозяина. Зато организм долгое время помнит пережитое нервное напряжение и на уровне инстинктов требует времени на восстановление.

Однако после первых конфликтов страусы быстро привыкли друг к другу, а с наступлением тепла начали нести яйца. Это событие для Федора стало первым сигналом, что все усилия затрачены не зря. За лето 2009-го он получил порядка 20 неоплодотворенных яиц — очень немного, учитывая, что в нормальных условиях среднестатистическая страусиха приносит по два-три яйца еженедельно.

— Ничего страшного, — оптимистично замечает хозяин питомника. — Это, можно сказать, первые ласточки. Я по Интернету много с коллегами общаюсь, говорят, так и должно быть поначалу. Настоящий яичный урожай нужно ждать нынешним летом. Если все пойдет гладко, то надеюсь поставить это дело хотя бы на небольшой, но уже промышленный поток. С рынком сбыта проблем не будет, народ периодически спрашивает, причем даже цена по 800 рублей за штуку мало кого пугает.

Недавно приезжала комиссия из правительства Амурской области, два страусиных яйца у меня купили, так сказать — на пробу. Это уже говорит о заинтересованности властей. Надеюсь, понравится.

Настоящим моментом истины должно стать появление оплодотворенных яиц. Единственный мужчина в вольере — здоровенный красавец в черно-белом оперении, кажется, полностью восстановился от стрессов и уже оказывает знаки внимания своим многочисленным подругам. Там, в Хабаровске, страусы были практически брошены на произвол судьбы. Бывшие хозяева, потеряв интерес к разведению экзотов, слабо кормили своих подопечных, держали их в спартанских условиях. Они даже перья успели подрастерять.

Искусственная наседка

Сейчас их обновленное одеяние буквально лоснится и резко контрастирует с окружающими сугробами. На восстановление сил как раз и ушло все прошлое лето, и тогда самцу было явно не до выведения потомства.

Теперь Федор думает о конструировании домашнего инкубатора, в котором можно будет выводить птенцов. Покупать фирменные очень дорого, поэтому умельцы и страусоразводчики по всей России стараются делать искусственную наседку своими руками. Может сгодиться даже сломанный холодильник, главное — создать оптимальный, комфортный температурный и воздушный режимы.

Один из таких умельцев уже пообещал амурскому страусоводу поделиться опытом и даже намерен выслать чертежи. Дальше — дело техники, уверен Федор Жуков. Он отдает себе отчет, что есть определенный риск, не всегда все получается сразу, поэтому настроен на долговременную, скрупулезную работу.

Еще один момент, ради которого вся затея выглядит привлекательной. На будущих птенцов страусов уже есть потенциальные покупатели. Люди звонят даже из соседних регионов, ведь не всем улыбается перспектива везти африканских пернатых из самой Москвы.

Лучше не раздражать

Тем временем, как в подтверждение своего привилегированного положения, самец всячески показывает мужские качества. Стоит подойти к забору, как тут же бросается на защиту подруг, угрожающе и очень громко шипит, вытягивая шею.

— Осторожно! — предупреждает Федор. — Он не шутит. Неожиданно бросится, и тогда одолеть его непросто. До 180 килограммов может весить. Попробуй управься с такой тушей.

Сам хозяин общается с птицами вполне уверенно, но явно уважительно, стараясь не делать резких движений. Каждый день в 12 часов открывает ворота страусятника, стараясь не раздражать, очень аккуратно, плавными движениями рук выгоняет их в вольер. При таком подходе птицы на конфликт с хозяином не идут. Тем более прогулки на морозе им явно нравятся. Оказавшись в вольере, разгуливают по сугробам до самой темноты. Даже иней на ресницах и обледенелые корочки на больших пальцах ног не могут заставить их вернуться в тепло.

Пока не решен вопрос с инкубатором, хозяин птиц преодолевает другие проблемы, связанные с возможным беби-бумом. В первую очередь решается квартирный вопрос. Рядом с уже существующим страусятником строится новый, более крупный. Учитываются даже метраж площади и высота потолков. Хоромы довольно просторные. На каждого «квартиранта» по правилам требуется не менее десяти «квадратов» жилого пространства, а крыша должна быть не ниже 3 метров 20 сантиметров. Речь опять же о мерах безопасности, предотвращении конфликтов и удобстве проживания.

Дорогое удовольствие

Федор не скрывает — со стороны его увлечение страусами выглядит как увлекательное и необычное хобби, требующее больших финансовых вливаний. Пока страусы в прямом смысле слова содержатся за счет телят и кур, живущих по соседству.

Но ситуация изменится, уверен ветеринар Жуков. Для получения реальной отдачи нужны годы труда и опыта. Позже опытные страусоводы умудряются создавать поистине безотходное производство.

Во-первых, мясо: каждая самка набирает до 120 килограммов живого веса, самцы бывают в полтора раза крупнее. Причем максимального веса птицы достигают уже за первый год жизни, прибавляя до 200 граммов в сутки. По своим диетическим качествам мясо страусов превосходит даже куриное филе. Во-вторых, яйца: яичницей из одного яйца можно накормить до десяти человек.

— Мы из страусиного мяса и котлеты делаем, и отбивные, да и так жарим, — делится кулинарным опытом Федор. — Поначалу необычно, но потом кажется очень вкусным. Жира меньше, чем в курятине. А вкус яичницы описать не могу — это нужно пробовать.

Правда, первые яйца страусы начинают нести только через пару лет жизни. Кстати, в такой яичнице почти нет холестерина. В дело идут шкура страусов, перья и даже скорлупа яиц.

Как бы в подтверждение Федор показывает самое первое страусиное яйцо, снесенное в амурских условиях.

— Я его как реликвию храню, — протягивает увесистый артефакт страусовод. — Оно пустое, по инструкции опустошал. Проковырял аккуратненько ножиком две дырки с противоположных сторон, содержимое выдул на сковороду, а скорлупу засушил. Видите — ее толщина до 1,5 миллиметра, стенки прочные. Кто в курсе, такие предметы пускают на сувениры. Сейчас можно воском пустое яйцо заполнить, художественно раскрасить и покрыть лаком. Будет круче, чем у Фаберже.

При грамотном и творческом подходе на такие сувениры во Всемирной паутине настоящая охота ведется среди коллекционеров. Я сам, правда, художник никудышный, но, думаю, при желании можно всегда найти человека, желающего поставить производство таких сувениров на поток.

Содержание экзотики действительно обходится в копеечку — за прием каждая птица съедает до 2,5 килограмма сбалансированного корма. Пока мазановский страусовод делает обеды и ужины своим питомцам собственными руками. Соблюдая пропорции, смешивает зерно разных культур и витаминную смесь, приготовленную по заказу одним из амурских производителей.

Федор Жуков не боится возможной конкуренции, наоборот — ждет, что его затеей заинтересуются и другие амурские фермеры. Сообща легче решать появляющиеся вопросы и делиться опытом.

Возрастная категория материалов: 18+