Алмазный путь Будды

На минувшей неделе Приамурье посетили три сотни представителей одной из традиционных буддистских школ — Карма Кагью. Визит в рамках традиционного зимнего тура по России стал пятым по счету. В течение трех дней пятеро учеников буддийского ламы Оле Нидала провели семь лекций.

Корреспондент «АП» встретился с главой российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александром Койбагаровым, который рассказал о современном состоянии буддизма в России, развитии религии на Дальнем Востоке.

«Люди становятся более зрелыми»

— Александр, вы не впервые в Амурской области. Как оцениваете развитие буддизма в регионе?

— Я не думаю, что это какое-то взрывное развитие. Но мы довольны. Число людей увеличивается, они становятся более зрелыми. Нет уже той сентиментальности и восторженности, которые отличают всех неофитов. Мы не гонимся за количеством. Мы хотим, чтобы это предложение было и интересующиеся люди могли легко найти нас, чтобы мы были на достойном уровне представлены. Сейчас уже не нужно ехать для знакомства с буддизмом в Тибет или Непал, это можно сделать и здесь.

— Динамика развития буддизма на Дальнем Востоке и в западной части России похожа или различается?

— Да, похожа. Но людей, которые обращены вовнутрь, интенсифицируют собственную практику, на востоке больше, чем на западе. Потому что там слишком много отвлекающих моментов.

— Буддизм в новой России развивался поступательно или лавинообразно?

— Можно сказать, что этот процесс произошел лавинообразно. Он начался в 1989 году, когда у нас появилось два центра — в Москве и Ленинграде. В 1990 году у нас был первый курс, на котором присутствовало около 60 человек. На него приехали группы из семи разных городов России, в том числе и из Благовещенска. Примерно до 1994 года это количество оставалось неизменным, а затем, буквально за каких-то два года, число центров выросло до полусотни. За десять следующих лет количество центров увеличилось еще на два-три десятка. Сейчас их больше 70.

«Глубоких контактов с китайцами пока не получилось»

— На территории России одни из первых буддийских общин жили больше тысячи лет назад на Дальнем Востоке, в том числе и в Амурской области. Это, как я понимаю, была ваджраяна, то есть то же направление буддизма, которого придерживаетесь вы?

— Это была махаяна, а возможно, даже и ваджраяна. Тогда не было гелугпы, это был тантрический буддизм. Возможно, что и школы Кагью.

— Благовещенск находится рядом с Китаем, где буддизм одна из господствующих религий. На острове Большой Хэйхэ есть буддийский храм Цзиньфасы. Общаются ли китайцы с российскими буддистами?

— Сначала у нас были такие упования, что раз Китай — буддистская страна, то китайцы будут каким-то образом интересоваться и приходить к нам. Но пока этого не происходит. Когда мы проводили здесь курсы, то писали объявления на китайском языке, в надежде, что люди придут. Но они то ли боятся, то ли думают, что китайский буддизм сильно отличается от тибетского. Может быть, это им кажется чуждым. Глубоких контактов пока не получилось.

«В обществе непонятное отношение к религии»

— Как изменилось отношение к религии в обществе?

— В массовом сознании сейчас непонятное отношение к религии. С одной стороны, у нас масса коммунистических пережитков, один из которых говорит о том, что религия — это однозначно зло. Одновременно с таким негативным отношением к религии вообще люди говорят, что они христиане. И это должно быть выпровожено из сознания, нужно понять, что не может быть одно и другое одновременно. Нужен некий сбалансированный подход к разным религиям по тому, что они делают для человека и насколько они полезны, бесполезны или даже опасны для общества.

— Каково отношение к буддистам со стороны властей, в частности власти на местах?

— У нас есть как негативный, так и позитивный опыт общения с представителями властных структур. Официальные лица часто не очень хорошо понимают различия между буддистами.

«Буддизм всегда существовал в виде различных школ»

— Каковы отношения между буддистами в России? Одно время шла речь о конфликтах между руководителями общин. Как выстраиваются отношения между сангхами?

— Буддизм всегда существовал в виде различных школ и направлений. Никогда не было одного правильного направления и остальных — ересей. Какое-то время мы существовали автономно, и я думаю, что это могло вызывать ревность со стороны традиционных калмыцких и бурятских организаций. Но постепенно отношения между российскими буддистами наладились. У нас были традиционные отношения с ньингмапой, сейчас сложились хорошие отношения с гелугпой, которых в России большинство.

— У буддистов нет единой общероссийской ассоциации. Насколько такая объединенная структура нужна?

— В какой-то форме она, конечно, нужна, потому что встречаться и говорить о своих необходимостях, как-то влиять на законотворчество необходимо. Если крупные организации слушают, то мелкие, которые живут в принципе теми же самыми проблемами, могут не услышать.

«Говорить о религии в четвертом классе – рано»

— Какую позицию занимают буддисты по поводу введения в школе религиозного образования?

— Во-первых, нам кажется, что в четвертом классе очень трудно образовывать людей в религиозном отношении. Им можно рассказывать какие-то сказки, но говорить о религии в этом возрасте рано. Во-вторых, разделять детей на группы — значит сеять рознь между ними. Кого-то, естественно, будет больше, а кто-то останется в меньшинстве. Это всегда вызывает неприятие, и дети страдают, если они не такие, как все. Поэтому мы считаем, что нужен один общий курс — истории религий или культурологии, в котором все религии будут рассматриваться с одной точки зрения.

— Что вас беспокоит?

— Меня как человека и как буддиста беспокоит клерикализация общества. Надо защищать свободы, в том числе и религиозные, и защищать отделенность государства от церкви. Сейчас же наблюдается крен в обратную сторону. Я считаю, что это неправильная тенденция и что она противоречит тому, что происходит в мире.

— Какое место, по-вашему, займет религия в будущем?

— Религия останется частью внутреннего мира человека. Это частная зона, как, например, семья. Безусловно, для того чтобы жить, человеку недостаточно знать, что произойдет вечером. Ему нужна длительная перспектива. Все равно в каком-то виде религия останется.

Буддизм

Одна из трех мировых религий, являющаяся самой древней из них. В России буддизм провозглашен одной из четырех традиционных для страны религий. По разным оценкам, в настоящее время буддизм насчитывает от 600 до 1300 миллионов последователей, проживающих в основном в странах Азии. С XX века буддизм постепенно распространяется и в западных странах. В России буддизм широко распространен в трех республиках – Бурятии, Калмыкии и Тыве.

Направления

Основой буддизма является учение о четырех благородных истинах: страдании, его происхождении и причинах, прекращении и устранении его источников, о путях к прекращению страдания. Высшей духовной целью буддистов является помощь другим в избавлении от страданий этого мира. В зависимости от методов духовных практик выделяют три уровня буддизма: малая колесница (хинаяна), большая колесница (махаяна) и алмазная колесница (ваджраяна).

Карма Кагью

Одна из четырех главных школ тибетского буддизма. С начала 70-х годов XX века она широко распространяется на Западе. Школа Карма Кагью относится к буддизму Алмазного пути (ваджраяна). Особое значение здесь придается медитации и непосредственной живой передаче опыта постижения природы ума от учителя к ученику. С XII века линию Карма Кагью возглавляет Кармапа. Уже в XIII веке передачу поучений Карма Кагью получили калмыки.

Возрастная категория материалов: 18+