«Моно» подороже

Федеральный центр готов помочь 5 амурским моногородам

Рыбозавод в районе Зеи, разработка новых угольных пластов рядом с Райчихинском, создание транспортно-логистического центра в Белогорске — все эти амбициозные перспективы могут стать реальностью благодаря программе господдержки моногородов. Она сулит пяти муниципальным образованиям Приамурья существенные финансовые вливания.

О том, как с помощью местных инвесторов и федеральных денег сдвинуть моногорода с мертвой точки, представители территорий рассказали вчера в областном правительстве.

Один в поле не воин, решили в Правительстве России и летом прошлого года разработали федеральную программу по поддержке моногородов. Моногород — это муниципальное образование, где более четверти экономически активного населения занято на одном предприятии (или нескольких производствах одного комплекса). Более 20% всех налогов территории поступает от этого же предприятия. Цель программы — помочь переориентировать экономику моногородов за счет реализации предложенных местными властями проектов. Планируется, что федеральный бюджет проинвестирует их на 50% (остальное — деньги привлеченных инвесторов) и обес-печит бизнес льготными кредитами.

В прошлом году был составлен список из 335 территорий, куда вошли и пять амурских. Это Райчихинск (ООО «Амурский уголь»), Белогорск (ООО СК «Мост-Восток»), поселок Талакан (ОАО «БуреяГЭСстрой» и Бурейская ГЭС), Зея (Зейская ГЭС) и Тында (Тындинское отделение ДВЖД). В этом году 27 российским муниципалитетам, которые нуждаются больше всего, выделят 20 миллиардов рублей: половину — деньгами и еще половину — в виде кредитов. Наши города в первоочередной список не попали, но, несмотря на это, их главы не расслабляются. Сейчас на местах составляют инновационные планы, которые область будет защищать на уровне Минрегионразвития РФ.

Больше всего в составлении плана модернизации экономики пока преуспел Райчихинск. Программа по развитию города почти готова и содержит ряд любопытных предложений. Например, по «передвижке» автодороги Райчихинск — Новобурейский и железнодорожной ветки поселок Широкий — Райчихинск. После смещения дорог, проект которого уже одобрен областным правительством, высвободятся земли, где неглубоко залегает уголь. Разведанные запасы составляют около 9 миллионов тонн. Кроме того, райчихинская администрация планирует возрождать несколько советских производств: это мебельная и обувная фабрики, молокозавод. Предполагается открыть фармацевтический завод, под который уже нашелся инвестор.

Глава Бурейского района Павел Штейн основной перспективой развития Талакана видит строительство Нижнебурейской ГЭС, где задействуют талаканских гидростроителей. Тем более что, по его данным, сейчас начались подвижки по этому давно обсуждаемому проекту.

Белогорские власти делают ставку на создание логистического центра — таможенного терминала и системы складов. Это позволит максимально использовать выгодное расположение города на пересечении Транссиба и трассы Чита — Хабаровск. Представители бизнеса уже заинтересовались этим проектом.

Зея строит планы по организации производства по переработке угля, расширению деревообработки, созданию птицефермы. Подробнее о том, за счет чего собираются выживать и развиваться амурские моногорода, читайте в одном из следующих номеров «АП».