Страсти вокруг «пробирки»

Нужно ли амурчанам искусственное оплодотворение и суррогатное материнство?

Стоит ли добиваться материнского счастья любой ценой? Нужны ли нашему обществу дети «из пробирки»? После публикации в «Амурской правде» статьи «Суррогаты», в которой мы привели мнения членов общественной организации «Родительский комитет» по поводу скандального законопроекта, наши читатели активно подхватили «бездетную» тему.

Напомним, против законопроекта «О репродуктивном здоровье населения Российской Федерации» выступили члены амурской общественной организации «Родительский комитет». Закон нужно дорабатывать, решили они на экспертных слушаниях и отправили «ноту протеста» в Госдуму. Документ действительно неоднозначен. Особенно много противоречивых мнений вызвали главы, посвященные суррогатному материнству и методу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

«Этот закон не должен пройти. Ежегодно на нашу область выделяют 23 квоты на ЭКО. Однако они не выбираются. Значит, такой потребности нет, — заявила резидент АООО «Ассоциация деловых женщин Приамурья» Ирина Милицкая. — Преступно отпускать из бюджета огромные деньги на суррогатное материнство и искусственные методы оплодотворения в обход заботы об уже родившихся детях». «Если суррогатное материнство будет узаконено, то дальнейшая коммерциализация ЭКО-метода может привести к генетической деградации нации», — говорится в экспертном заключении.

«Не нужно плодить мутантов»

У семей, где все хорошо, где царит любовь и понимание, обязательно будут дети. Причем зачатые естественным путем, а не искусственно, — считает дозвонившаяся нам первой Светлана Соловьева из Благовещенского района.

— Дети — это дар Божий. и если вам не дано стать матерью, я думаю, не стоит и пытаться. Не понимаю, почему нельзя взять ребенка из детдома, ведь своим может стать любой малыш, — говорит молодая женщина, мать двоих детей. — Бесплодие — это естественный отбор, и женщине стоит задуматься: а почему у нее нет детей? А не идти на ЭКО и плодить мутантов. Еще я против того, чтобы государство финансировало эти дорогостоящие процедуры — и суррогатное материнство, и экстракорпоральное оплодотворение. Нужно заботиться об уже родившихся детках, увеличивать детские пособия, помогать семьям из слабозащищенных слоев населения.

«Врачи меня приговорили к ЭКО»

У жительницы областного центра Ульяны П. тоже есть свой ребенок, зачатый «дедовским» методом. Однако женщин, планирующих ЭКО, она не осуждает. Напротив, сама в пятый раз будет пытаться стать матерью искусственным путем.

— Экстракорпоральное оплодотворение, как и суррогатное материнство, — это единственный шанс для многих стать родителями, — вздыхает Ульяна. — Обратите внимание — кто выступает против этих методов? Люди, уже имеющие детей. Их лично не коснулась такая страшная беда, как бесплодие, и им в принципе не понять желание несчастной матери иметь своего ребеночка. Они могут рассуждать о детдомах, божьем промысле, но столкнись с этой проблемой (дочка или внучка вдруг окажется бесплодной), и они поменяют мнение.

У меня есть ребенок от первого брака, а во втором не могу забеременеть 15 лет. Когда-то одна из гинекологов решила, что у меня проблема с трубами и отправила на лапароскопию. Медсестрой там была моя знакомая, которая и рассказала, что никакой патологии у меня в ходе операции не нашли, и, чтобы хоть что-нибудь сделать (раз уже залезли внутрь), врач провела мне резекцию яичников. Якобы для того, чтобы они лучше работали. После этого у меня перестала вырабатываться яйцеклетка, я потеряла способность к деторождению. Сейчас у меня за плечами четыре попытки ЭКО, готовлюсь к пятой.

Таких случаев, когда из-за непрофессионализма медиков женщины вынуждены прибегать к искусственным способам оплодотворения, лично я знаю немало. Скоро у моей приятельницы родится ребенок «из пробирки». Три года назад после сложной операции по удалению аппендицита у нее образовалась спаечная болезнь, в итоге трубы стали непроходимыми, и их удалили. Еще одной знакомой девушке несколько лет назад поставили диагноз «рак матки». И полностью удалили орган. Потом пришла гистология, которая не подтвердила приговор. Девушка даже по суду не смогла доказать врачебную ошибку. И что ей делать? Остается воспользоваться услугами суррогатной матери. Если есть такие женщины, которые могут помочь — выносить ребенка, пусть при этом не плохо заработав, почему бы нет?

ЗА и ПРОТИВ

Мнения профессионалов

«Обвинять в бесплодии нельзя»

Светлана Зражевская, к. м. н., гинеколог-эндокринолог клиники «Доктор Пак».

— Светлана Геннадьевна, ЭКО может привести к генетической деградации?

— Нет, потому что в результате экстракорпорального оплодотворения идет отбор яйцеклеток, сперматозоидов, эмбрионов и используются лучшие из них, поэтому генетический материал этих клеток будет качественный. Также сейчас в программе ЭКО появилась возможность предымплантационной генетической диагностики, чтобы на первоначальной стадии выявить хромосомные аномалии. Родить в программе ЭКО больного ребенка, конечно, можно, но это случается крайне редко. Вероятность рождения детей с генетическими отклонениями при естественном зачатии может быть выше, чем после ЭКО.

— В бесплодии виновата сама женщина: ходила в капронках, не следила за здоровьем?

— Никогда и никого нельзя обвинять в бесплодии. Причины бывают разные. Иногда действительно виновата сама женщина. К примеру, в прошлом году 18-летняя девушка сделала криминальный аборт — приняла китайские таблетки. В итоге развился эндометрит сепсис, и девочке полностью удалили матку. Иногда виновниками становятся врачи, грубо сделавшие операцию на яичниках, и у пациентки в 25 лет наступил синдром истощения функции яичников (по состоянию это климакс). Зачастую виновата природа, когда в молодом возрасте у женщины уже нет своих яйцеклеток, и она не может быть матерью. Так было заложено внутриутробно, может, когда ее мама была беременная, она перенесла вирусную инфекцию. А в большинстве случаев никто не виноват. Как можно обвинить человека, если у него случилась внематочная беременность? Это непредсказуемо. А в итоге это может привести к удалению труб, и тогда только один путь — вспомогательные репродуктивные технологии.

— Квоты на бесплатное ЭКО в нашей области не пользуются спросом...

— За год только наша клиника отправила в Красноярск около 30 пар. А многие ездят сами или получают направления у других врачей. В основном амурчане предпочитают Красноярск и Санкт-Петербург, единицы едут в Хабаровск. Начал проводить ЭКО и медицинский центр в Благовещенске. Потребность есть, и очень большая. И с каждым годом она растет. Дело в том, что квоты даются только в Москву, в научный центр акушерства и гинекологии РАМН. А столица очень дорогой город, проживание, питание, проезд в квоту не входят. Да и отношение к «бесплатным» пациентам не очень хорошее. Поначалу наши пары ездили, но результаты были отрицательные, и ездить перестали. К тому же сейчас люди изучают официальный реестр клиник и выбирают ту, где по статистике лучшие результаты. Пусть они переплатят, но приедут домой с долгожданной беременностью. Раньше диагноз «бесплодие» было приговором — пары разводились, семьи рушились. Сейчас же, с появлением экстракорпорального оплодотворения, у них появился шанс.

— Что вы думаете по поводу суррогатного материнства?

— Здесь может присутствовать коммерческая заинтересованность. Но это явление настолько редко встречается (а в Приамурье его вообще нет), что говорить о несуществующей проблеме и не стоит. Хотя если женщина в молодом возрасте в результате каких-то осложнений лишена матки, то для нее это единственный шанс воспитывать генетического ребенка. Не считаю это предосудительным. Нужно не запрещать, а законодательно выработать критерии для отбора суррогатных матерей, чтобы отсечь заинтересованных в коммерции людей.

«Это живой инкубатор»

Наталья Волкова, д. м. н., врач-акушер-гинеколог, директор школы осознанного родительства «Даренок»:

— Законопроект «Об охране репродуктивного здоровья» не отвечает своему названию, так как там законодательно утверждаются технологии лечения последствий отсутствия этой самой охраны! Прежде всего, необходимо узаконить, кто, где и каким образом просветит будущих родителей, чтобы они сохраняли репродуктивное здоровье? В школах и техникумах еще до вступления в брак молодые люди должны получить знания и обучиться методам сохранения своего здоровья! Необходимость в экстракорпоральном оплодотворении возникает вследствие падения нравственности и раннего начала половой жизни, а также роста числа абортов среди несовершеннолетних.

Суррогатное материнство — подсадка в матку женщины оплодотворенной яйцеклетки других людей и необходимость выносить, родить и отдать ребенка — слишком похоже на живой «инкубатор». Не учитываются человеческие качества матери и внутриутробное созревание личности ребенка. Обществу следует задуматься, кто принимает такие антигуманные законы, и противостоять этому по мере своих сил. Как специалист по дородовому воспитанию, я выступаю против суррогатного материнства, так как мать девять месяцев закладывает психологические матрицы характера, добра и способностей будущего ребенка... Надо объяснять это законодателям, большинство из которых мужчины и не вынашивали ребенка под сердцем.

В самом методе ЭКО есть много нерешенных вопросов, и прежде всего — как влияет зачатие в пробирке на гены ребенка и в целом на генофонд нации. Прежде необходимы глубокие научные исследования, а потом закон.

Возрастная категория материалов: 18+