Прерванный полет

Вчера благовещенцы прощались с погибшим под Тамбовкой экипажем Як-52

По-мужски сдержанная улыбка, добрый взгляд — таким Сергея Коткова запомнили все, кто пришел вчера в Дом офицеров Российской армии проводить в последний путь заместителя начальника Благовещенского аэроклуба. Тело второго летчика-аса — инструктора из Москвы Александра Короленко, командировка которого закончилась так трагично, сегодня отправят самолетом в столицу.

Напомним, спортивный самолет Як-52 разбился вечером 10 июня на принадлежащем Амурскому РОСТО ДОСААФ аэродроме села Тамбовка. Трагедия вызвала полное недоумение. Оба пилота были опытными летчиками и инструкторами, показавшими многим другим дорогу в небо...

Сергей Котков долгое время возглавлял аэроклуб, пользовался огромным авторитетом и подготовил не один десяток пилотов-любителей.

Прилетевший из Москвы Александр Короленко — пилот-инструктор ВВС, мастер спорта по пилотажу. По словам сослуживцев, он чувствовал самолет как часть себя, как свое продолжение. Именно он в тот день находился за штурвалом самолета, по слухам, выполнившего странный вираж, после чего на низкой скорости неожиданно вошедшего в штопор, а затем рухнувшего на землю. Что это был за вираж, попыталась выяснить АП.

— Есть правило, которое в военной авиации и ДОСААФ соблюдается неукоснительно: любой новый летчик, какие бы документы он ни привез и какой бы заслуженный он ни был, на новом, незнакомом ему аэродроме должен обязательно пройти практическую проверку техники пилотирования. Это и было целью данного совместного полета, — рассказал нам Роман Редозубов.

Этот опытный пилот 10 лет отлетал в паре с Сергеем Котковым. И говорит, что инструктора педантичнее и требовательнее не встречал.

В тот день пилоты отрабатывали сложное спортивно-тренировочное упражнение — отказ двигателя на малой высоте, то есть на высоте круга, а это 300 метров над землей.

— Выполняя это упражнение, двигатель совсем не выключают. — разъяснил нам тонкости авиатренинга ведущий инженер технического отдела авиакомпании «Амурские авиалинии» Анатолий Чернышов.

— Летчики в таком случае говорят: «Прибрать обороты», — продолжил Анатолий Чернышов. — Пилоты просто ставят двигатель на малый газ. Но тяги нет, поэтому эволюция полета может быть непредсказуемой.

В данном случае, по словам опытного авиаинженера, так и получилось. Самолет «свалился» в скольжение и…ударился крылом о землю. Крыло отлетело. Сначала показалось, что это просто жесткое падение. Но Як-52 как мячик вдруг отскочил от земли и упал в шести метрах от места первого удара, зарываясь в грунт уже двигателем, кабиной… Через некоторое время, когда топливо попало на горячие части, вспыхнул пожар. Даже если предположить невероятное, что летчики были еще живы при первом ударе, огонь не оставил им никаких шансов на спасение.

— Мне приходилось видеть, как всего за 5-6 минут лайнер сгорает почти дотла, — пояснил Анатолий Михайлович.— Самолет ведь состоит из легких сплавов — алюминиевых, магниевых. Алюминий плавится уже при 660 градусах, а при 1000 градусов он просто горит, при этом выделяя тепло. Реакция экзотермическая! Хоть какие меры принимай, не успеешь помочь.

Спортивный Як-52 находился в воздухе всего 11 минут — еще меньше времени хватило, чтобы огонь уничтожил борт почти дотла. По факту крушения самолета и гибели пилотов возбуждено уголовное дело. Рассматриваются две причины — ошибка в пилотировании и техническая неисправность самолета. Мы выслушали вчера разные версии, но они на уровне предположений. Все точки над «i» расставит амурский следственный отдел Восточно-Сибирского транспортного управления. В область также прибыла комиссия по линии центрального совета ДОСААФ, в составе которой специалисты из Москвы и Хабаровска.

Возрастная категория материалов: 18+