Юрий Роголев: «Начал от печки»

Сегодня Амурский театр драмы закрывает свой 126-й сезон творческим вечером заслуженного артиста России Юрия Роголева. Почетное звание было присвоено артисту в конце мая.

На вечере будут представлены отрывки из спектаклей — Юрий Владимирович выйдет на сцену в образах своих героев из «Поминальной молитвы» и «Слишком женатого таксиста», «Женитьбы» и «Гарнира по-французски» и многих других. В перерыве между репетициями АП задала любимому артисту несколько вопросов.

— Юрий Владимирович, с каким настроением вы встретили известие о присвоении звания заслуженного артиста России? Что изменилось в вашем самоощущении, самооценке?

— Встретил в работе. Мы играли спектакль «Ва-банк», и в антракте я получил СМСку от директора театра Татьяны Федоровны Бединой. Она сообщила мне эту радостную весть. А дальше как в том анекдоте, знаете? Молодой артист волнуется перед выходом на сцену, старший коллега советует: сходи в буфет, выпей 50 граммов коньяка, и все пройдет. Молодой так и сделал. И великолепно сыграл первый акт спектакля. В антракте думает: сейчас еще 250 граммов приму и вообще порву зал. Принял, вышел на сцену и… великолепно сыграл первый акт спектакля. Но со мной, слава богу, этого не случилось, отмечал я присвоение звания уже после спектакля. Звание для меня — это очередной этап работы. Оно накладывает ответственность. Но не это главное. Если режиссер и коллеги с тобой хотят работать и на тебя ходит зритель — вот главное звание.

— Вы один из самых востребованных артистов. Сколько у вас работ в текущем репертуаре?

— Я не подсчитывал никогда. Работаю себе в удовольствие с режиссерами, которым доверяю. Если материал интересный, а режиссер не знает, чего хочет, тогда у нас сотрудничества не получится.

— У вас такие разные образы в разных спектаклях, я думала, что вам по плечу абсолютно все…

— Нет, это не так. Артисту постоянно нужен режиссерский взгляд со стороны. Режиссер видит, что нужно поменять в пластике, в характере. И если я доверяю режиссеру, а он знает, что из меня хочет вытянуть, тогда роль получается.

— Как вам удается быть таким разным?

— Мужчинам проще — нам можно спрятаться за парик, за лысину или бакенбарды. Усики приклеил, в зеркало на себя глянул — ты уже не Юра, а какой-нибудь Петр Петрович. Женщинам сложнее — им приходится искать разные интонации. В чем и прелесть нашей работы — что мы все время ищем, наблюдаем. Типаж прошел, и в голове автоматически отщелкивается: надо запомнить. А потом, работая над ролью, извлекаешь из памяти какие-то повадки, даже словечки персонажей, подсмотренных в жизни. Если ты знаешь, что пришел зритель, который тебя видел вчера, то сегодня ты обязан быть другим.

— От вас исходит такая мощная энергетика, где вы ею подпитываетесь, где черпаете вдохновение?

— Надо, чтобы была возможность отдохнуть, чтобы дома все было в порядке (у меня все нормально, слава богу). Чтобы ни о чем не думать, кроме того, что тебе сегодня выходить на сцену. Вдохновение — в улыбках зрителей, в их глазах, в дыхании зала. Это не банальные слова. Когда ты отдаешь свою энергию зрителю, ты получаешь ее в ответ.

— Ваш репертуарный список занимает, наверное, очень много страниц. Есть еще несыгранные роли, о которых мечтаете?

— Сейчас странно вспоминать, что начинал я от печки. Я играл печку в одной из сказок: выходил, говорил чего-то и плясал — от печки в буквальном смысле. В Улан-Удэ, где я начинал творческий путь, было больше серьезных работ, а здесь я немножко повеселел. Но я спокойно к этому отношусь — комедии тоже нужны.

— Гамлета не хотелось сыграть?

— Когда шел разговор о том, что на бенефис надо поставить что-то серьезное, режиссер Юрий Гончаров из Владивостока, с которым мы знакомы со студенческой скамьи, предложил: почему бы тебе не попробовать Гамлета? Я изумился, а он говорит: «Гамлет, между прочим, был тучным, полноватым». У каждого артиста есть в душе свой Гамлет, потому что противоречия, борьба в душе идет всегда. Но боюсь, что не получится — не пойдет у нас такой спектакль. Театралы на премьеру придут, а потом — пустые залы. «Гамлет» — понимаю, что нереально, но хотелось бы.

— Желаю вам хороших режиссеров, за которыми хотелось бы идти. Кстати, а вам на себя роль режиссера примерить не хочется?

— Скромненько так отвечу, что лучше быть хорошим артистом, чем плохим режиссером. Если серьезно — нет, не хочу, каждый должен заниматься своим делом.

Сезон, закройся!

8 премьерных спектаклей, два творческих вечера и один бенефис — таков итог завершающегося 126-го сезона в Амурском театре драмы. Начался сезон поездкой в Хэйхэ в сентябре, а под его занавес состоялась поездка творческой группы на фестиваль русской культуры в Нью-Йорк. В мае театр побывал на гастролях в Хабаровске, в течение года были выезды во все районы Приамурья. Предполагается, что артисты расстаются со зрителями до середины октября. Тем временем в театре начнется серьезная реконструкция: будет установлено новое цифровое свето-звуковое оборудование, полностью поменяется машинерия сцены. Это позволит ставить спектакли на самом современном уровне. На техническое переоснащение будет затрачено больше 80 миллионов рублей.

Искатели американского счастья

В июне делегация из 20 амурчан побывала в Нью-Йорке на фестивале «Русское наследие». На сцене театра «Миллениум» амурчане показали спектакль «Искатели счастья».

— Полуторатысячный зал был полон, — вспоминает поездку заведующая литературной частью театра Нина Дьякова. — Ностальгическая музыка Исаака Дунаевского и точно выстроенная сюжетная линия драмы в сочетании с открытостью и искренностью актерских работ дали ошеломляющий и почти мгновенный результат. В зале люди сопереживали, смеялись и плакали, а в финале стояла такая мощная тишина, что в последних репликах — шепотом! — народной артистки Анны Лаптевой было слышно ее прерывистое дыхание. Аплодисменты стоя, овации, крики «Браво! Молодцы!», цветы — русскоязычные жители Нью-Йорка приняли искренность, открытость, страстность актерской игры и серьезную подвижническую миссию театра с далеких берегов Амура.

Участие в фестивале, посвященном 110-летию Исаака Дунаевского, высоко оценил совет директоров фонда «Русское наследие» во главе с президентом Мариной Ковалевой. Министру культуры и архивного дела области Алексею Самарину, директору Амурского театра драмы Татьяне Бединой и всему коллективу театра были вручены дипломы за неоценимый вклад в развитие международных культурных связей, а также специальное письмо-резолюция, адресованное губернатору области Олегу Кожемяко.

Возрастная категория материалов: 18+