Премьерный поток

Владимир Путин достроил нефтепровод в Китай

Команда диспетчера, поворот рукоятки, бурные аплодисменты. Первая, можно сказать, тренировочная порция нефти ушла в трубу. В прямом смысле. Путин, буквально приложив руку к этому событию, показывает большой палец руки. Это знак — российская часть нефтепровода «Россия — Китай» достроена.

Азиатская конкуренция

Нефтеперекачивающая станция в Сковородине не первый год в центре внимания правительственных делегаций. Кажется, не так давно здесь отмечали завершение строительства первой очереди ВСТО, что позволило поставлять нефть в АТР через приморские порты. Теперь новый этап — Россия готова качать нефть в Китай напрямую. Мощность свежей «нитки» — до 15 миллионов тонн ежегодно. Она стала ответвлением от основной магистральной линии нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».

— Идея этого проекта возникла лет шесть назад, когда мой большой друг, председатель КНР Ху Цзиньтао, был с визитом в Москве. Он поднял вопрос о строительстве нефтепровода в Китай, — окунулся в предысторию Владимир Путин на встрече с нефтяниками. — Велись диалоги, прорабатывались вопросы… Осуществление этого проекта важно для России с точки зрения выхода на бурно развивающиеся рынки КНР. До последнего времени основные поставки нефти велись нашим европейским партнерам, где общие ежегодные объемы достигают 120—130 миллионов тонн. ВСТО вкупе с российско-китайским нефтепроводом в перспективе может составить хорошую «конкуренцию» европейским поставкам.

Об этом он рассказал ближе к финалу церемонии, да и появился на территории НПС-21 не сразу, а лишь после ряда сопутствующих мероприятий и международных диалогов. Напомним, премьер посетил нефтепровод в рамках своего трехдневного визита по Амурской области.

По команде диспетчера

Впрочем, важность события была обставлена относительно буднично. Торжественность обстановки ограничилась узенькой ковровой дорожкой к «задвижке N 1» и небольшой сценой, откуда позже прозвучали короткие официальные поздравления.

Особо важных персон и журналистов кормили в сборных шатровых постройках, больше напоминающих большие палатки. Возможность перекусить пишущая братия получила прямо во время рабочего процесса. Пока в одном из шатров велись переговоры первого вице-премьера Игоря Сечина со своими китайскими коллегами, по соседству уставшие от длительной дороги журналисты пили кофе, делились последними новостями. Сечин вышел через час с небольшим и сразу уверенно направился к ощетинившейся микрофонами и объективами ватаге.

— У нас в этом году завершается контракт на поставку нефти в Китай. Документ будет продлен вторым контрактом с января 2011 года, — поделился подробностями Сечин. — Речь идет о 15 миллионах тонн нефти в год. Именно такова мощность нефтепровода «Сковородино — Мохэ». Сегодня утром мы говорили с руководителем Государственного управления по делам энергетики КНР Чжан Гобао, и наше сотрудничество предусматривает не только поставки, но и переработку нефти на территории Китая. Ведем переговоры об участии российских компаний в строительстве НПЗ в городе Тяньцзинь и строительства 500 АЗС на территории Китая. Кроме того, китайские компании участвуют в добыче нефти на нашей территории.

Вскоре на площадке припарковалась небольшая желтая и уже весьма известная «Калина». Путин, в будничных брюках и рубашке с подвернутыми рукавами, выбрался из-за руля, поздоровался с коллегами, послушал доклад о технических характеристиках нефтеперекачивающего объекта.

Через пять минут подошел к задвижке, дождался команды диспетчера, прозвучавшей из динамика портативной радиостанции. Повернув ручку, впервые улыбнулся — нефть пошла. Дальше трибуна — обмен поздравлениями и общение с нефтяниками и строителями. Продвигаясь по живому коридору, пожимал руки, отвечал на вопросы. Народ не стал упускать момента — из толпы прозвучало предложение сфотографироваться.

— Давайте! — спокойно согласился премьер-министр.

Скорый обед — и вслед за премьером журналисты мигом передислоцировались к желтой «Ладе-Калине». Устроенный Владимиром Путиным публичный тест-драйв отечественного автопрома продолжается, и каждый пройденный километр — под неусыпным вниманием общественности. Народ разглядывал внутреннюю начинку, здесь же еще одна фотография на память. Вернее, не одна — добрый десяток.

На вопрос одного из журналистов о совместимости дальневосточных дорог и этого автомобиля Владимир Владимирович охотно перечислил достоинства: «Абсолютно совместимы! Да и характеристиками этой машины по-хорошему удивлен: не шумная, довольно мощная и комфортная. Есть кондиционер, подушка безопасности, ГЛОНАСС, экономична в плане расхода топлива».

Окончание перед началом

После незапланированного лирического отступления и проводов правительственной делегации — вновь разговор о делах. Сами нефтяники и строители говорят: то, что происходит сейчас, не начало, а лишь… окончание. Открытие будет позже. Дело в том, что в настоящий момент завершилось строительство нефтепровода «Сковородино — граница КНР» (он же — российская часть нефтепровода «Россия — Китай», или, как его еще называют, «Сковородино — Мохэ»).

То есть Владимир Путин простым движением руки завершил строительство и дал ход так называемой технологической нефти. После этого труба должна «ожить», пройти дополнительные обследования и подготовку к последующему, самому ответственному этапу — долгосрочным поставкам нефти в КНР.

Но об этом можно будет говорить только после завершения «китайского», более протяженного этапа. Если по нашей территории нефтепровод проходит лишь около 70 километров и ограничивается приемосдаточным пунктом в Джалинде, то продолжение трубы в КНР превышает тысячу километров.

В то же время наиболее вероятным сроком открытия нефтепровода «Сковородино — Мохэ» называется середина будущей зимы. Правда, российские строители и нефтяники уже сейчас говорят об успехе своей части международного проекта. Как писала «АП», межправительственное соглашение о строительстве южного ответвления нефтепровода ВСТО было подписано буквально в апреле 2009-го. Счет шел на дни.

— Мы строили эту маленькую трубопроводную систему «под ключ», — подчеркнул президент ЗАО «Промстрой Груп» Михаил Полонский. — Были проблемы с погодными условиями, природными особенностями климата. Прошлой осенью ощущался дефицит теплых сухих дней, особенно важных для качественного проведения земляных и бетонных работ. Но мы успели до холодов возвести инфраструктуру, сети, пустить котельную, дать тепло в здания… Дальше — дело техники. Причем срок окончательной сдачи объекта планировался в октябре. Справились на два месяца раньше. На все ушло 485 дней.

Параллельно с поставками нефти в Китай продолжается работа по расширению мощности основной ветки ВСТО. Если сейчас она составляет 30 миллионов тонн нефти ежегодно, то после строительства пяти дополнительных нефтеперекачивающих станций, одна из которых появится в Приамурье, пропускная способность трубы увеличится до 50 миллионов тонн.

— Работа по расширению велась параллельно с завершением строительства ВСТО-1, — отметил генеральный директор ООО «Востокнефтепровод» Виктор Бронников. — То есть изначально готовились к увеличению мощности. Площадки, подъездные пути, линии электропередачи подготовлены заблаговременно. Уже сегодня на всех пяти будущих станциях ведется строительство. До 80 процентов рабочих — это жители Амурской области. Здесь очень сильные КиПовцы, энергетики, обладатели других специальностей. Мы рады, что опасения по поводу недостатка грамотных местных специалистов не оправдались.

Возрастная категория материалов: 18+