Как справляются со службой современные Жегловы и Шараповы, АП рассказал начальник Управления уголовного розыска УВД по Амурской области Виктор Марченко.

— Виктор Григорьевич, вы 15 лет возглавляете уголовный розыск в Приамурье. За это время преступники сильно изменились?

— Областной уголовный розыск я возглавляю с 2004 года. До этого руководил розыском в Пограничном районе Благовещенска и УВД Благовещенска. В общей сложности 15 лет руковожу оперативными подразделениями. Наш контингент — криминальный, имею в виду, меняется с каждым годом. Сейчас пришел черед тех молодых людей — потерянного поколения, которые родились в начале и середине 80-х. Отличаются они от своих предшественников какой-то нечеловеческой жестокостью, дерзостью. Убить или покалечить человека не представляет для них большого труда.

— Какое преступление запомнилось вам больше всего своей жестокостью?

— На всю жизнь в памяти останется убийство двух девочек в Шимановске. Мне пришлось по указанию начальника УВД формально руководить расследованием. В Шимановск приехал сразу же, как стало известно о трагедии, и находился там с мая по август 2009 года, до тех пор, пока преступника не задержали. Всю ночь просидел с Чигриным — хотел ему в глаза посмотреть. Очень трудно было сдерживать эмоции, общаясь с этим гадом.

— Виктор Григорьевич, а чем отличаются сегодняшние преступления от тех, которые происходили, скажем, лет пять назад?

— Виды преступлений какие были, такие есть и будут. К примеру, кражи случались всегда, но сегодня это «богатые» кражи — в офисах, квартирах обеспеченных амурчан. И работают преступники в основном специализированными группами, а не так, как раньше: жулик шел, увидел, что плохо лежит, и стащил. Одиночки есть, но их не так много, и это в основном лица, склонные к употреблению наркотиков. Тревожит то, что преступления очень помолодели. Сегодня серьезные сроки за не менее серьезные преступления получают 17-летние мальчишки.

— Наверное, чтобы бороться с новыми преступниками, и сыщики должны быть иными. Какие сегодня главные критерии отбора сотрудников?

— Прежде всего это физическое развитие и грамотность. Я обязательно смотрю, занимается ли человек спортом, умеет ли он грамотно писать, анализировать информацию. А еще настоящий сыщик должен быть настырным, по-хорошему «зубастым». Ведь зачастую приходится сталкиваться с запутанными делами, и важно, чтобы человек не опускал руки, если что-то не получается.

— Дела прошедших лет тяжело раскрывать?

— Без сомнения. Но у нас есть неплохие результаты. Недавно раскрыли преступление 2001 года, когда в Белогорске бесследно пропал таксист. Благодаря новым технологиям, которые я не могу раскрывать, спустя практически девять лет после совершения преступления вышли на подозреваемых. Те рассказали, как убивали несчастного, куда спрятали тело. Останки убитого обнаружили. Особенно много нераскрытых преступлений начала 90-х годов, когда не только в Амурской области, но и во всей России шел сумасшедший передел территорий. Я тогда только и успевал выезжать на убийства в Благовещенске — то там застрелили кого-то, то там. Честно говоря, тогда времени сидеть над делами просто не было. Сейчас же, при правильном создании структуры управления, ребята могут спокойно изучить преступления прошлых лет. И еще раз повторюсь — результаты есть. Мужики работают…

— Что пожелаете коллегам в день уголовного розыска?

— От всей души поздравляю ветеранов амурского угро, жен сотрудников уголовного розыска, хочу поблагодарить их за терпение, понимание, ведь работать в розыске без крепкого тыла — невозможно. Коллегам же от всей души хочу пожелать счастья и здоровья. А вообще я уверен, что уголовному розыску работа найдется везде, даже в полиции.

Возрастная категория материалов: 18+