Алексей Петренко: «Утром в храм, а вечером на спектакль»

С Благовещенском народного артиста России Алексея Петренко связывает не только 8-я «Амурская осень», на которой он побывал. В Амурском театре драмы работала его бывшая сокурсница по Харьковскому театральному институту, народная артистка России Любовь Васильева. Они были очень дружны в молодости, поддерживали отношения и после учебы.

Когда Васильева бывала в столице, она обязательно звонила однокурснику, которого знала вся страна. Петренко приглашал Любовь Григорьевну в гости, и между ними происходил такой диалог: «Леша, да как же я к тебе приду, ты такой знаменитый!» — «Приходи как в музей». — «Как это?» — «А ничего с собой не бери!» Мне не раз доводилось писать о Любови Васильевой и ее творчестве, поэтому на интервью с Алексеем Петренко я принесла одну из публикаций в АП, где актриса рассказывала о своем общении с этим артистом. И наш разговор начался с воспоминаний об этой замечательной женщине.

— Алексей Васильевич, давайте вспомним о Любови Григорьевне, которая совсем немного не дожила до вашего приезда в Благовещенск.

— Я знаю, что Любочка у вас была звездой театра, настоящей примадонной. Она была очень светлый человек, истинная украинская крестьянка. Люба приехала поступать в театральное училище такой трогательной деревенской девочкой, она и город-то в первый раз увидела. Ее все любили на курсе, потому что она была очень добрая. Сережа Васильев, ее будущий муж, учился на курс младше, а я с ней был не только на одном курсе, но даже в одной группе. У нас на курсе две группы по 11 человек.

Это была потрясающая Харьковская театральная школа, в которой собрались педагоги по несчастью — очень талантливые люди, которым было запрещено работать в столицах. Например, один из наших педагогов был Глаголин, сын знаменитого режиссера императорских театров. Ему было запрещено играть на сцене, поскольку его отец после революции эмигрировал, и его приютил наш театральный институт. На Украине в 30-е годы был знаменитый театр Леся Курбаса — он был покруче Мейерхольда, ну и тоже был репрессирован, как и Мейерхольд, и все курбасовцы, которых разогнали, тоже оказались у нас. Руководителем курса у нас был знаменитый Иван Марьяненко, не только курбасовец, но и бывший актер труппы Кропивницкого, партнер великой Заньковецкой, для украинской сцены она была как Сара Бернар. Харьков был очень театральным городом. И ходила молва, что если театр едет на гастроли в Харьков, и там все прошло хорошо и сборы есть, значит, он получит успех во всем мире. Уж такая в этом городе публика, воспитанная на большом театре. Думаю, это было счастье, что мы попали туда и именно в то время.

—Если говорить о судьбе актера в столице и в провинции — как, по-вашему, в провинции судьба актера может сложиться счастливо?

— Конечно, может. Мне кажется, что у Любы была счастливая судьба. Казалось бы — край России, далекая (но не глубокая — подчеркиваю) провинция. Но, тем не менее, она здесь получила любовь зрителя и востребованность. Сергей Васильев много ставил в театре, Люба много играла. И я узнал такую радостную весть, что в Благовещенске есть молодежный театр имени Любови и Сергея Васильевых. Это не просто так — таких случайностей не бывает. Знаете, великая харьковская театральная школа — это даром не проходит.

— Для счастливой актерской судьбы важна хорошая театральная школа, а что еще, на ваш взгляд?

— А еще — чтобы удача сопутствовала. Если говорить о кино, то важно только один раз попасть на хорошую роль и не провалиться, хорошо ее сделать. И тогда дорога в кино открыта. В театре надо, чтобы попался хороший театр с хорошим режиссером, в хорошем городе, где люди любят театр и ходят в него.

— Хороший город — это какой?

— Хороший город — это тот, где есть два места — храм и театр. Храм на первом месте.

— Профессия актера не противоречит православным традициям? Ведь актеры — почти единственные люди, кто вынужден работать по выходным, когда Богом заповедано отдыхать…

— Но есть же утро, актер утром в воскресенье может пойти в храм, исповедаться, причаститься, побыть на литургии, а вечером играть спектакль. И с Божией помощью это у него еще лучше получится. У меня есть один друг, актер Валерий Ивченко, ведущий актер БДТ, народный артист России и Украины. Однажды надоело ему все это лицедейство, и он решил в монахи пойти. И он поехал в Псково-Печорский монастырь к известному старцу Иоанну (Крестьянкину). Старец принял его, спрашивает: какая профессия? «Актер». — «А что вы умеете — по электричеству можете что-нибудь? А по слесарному делу, по плотницкому, столярному?» — «Нет». — «Хотя бы петь умеете, ноты знаете?» — «Нет». — «Сколько вам лет?» — «58». — «Так что же, вы будете нахлебником у нас в монастыре? Нам работники нужны, трудники, руки рабочие, а не лишние рты. Так что занимайтесь своим делом, можно и в вашем деле не делать мерзостей, всяких каверзных вещей не творить. Отказывайтесь от них, а делайте благое дело, и вы тоже принесете пользу людям». И мой друг после такой беседы успокоился, и прекрасно работает. И, по-моему, играет даже лучше, чем прежде.

— Вы сказали, что в кино достаточно раз попасть на хорошую роль и качественно сыграть. Для вас такой ролью стал Распутин в «Агонии»?

— Да, с него все это по большому счету началось…

— До сих пор перед глазами ваше лицо на экране и страдания — не ваши, конечно, а вашего персонажа. Как вам удалось это пережить, оставила ли эта роль след в душе?

— Нельзя, чтобы образ жизни этого персонажа оставлял след… Но, действительно, такие роли просто так не проходят, это невозможно. Слишком уж неординарная личность этот Распутин. По мировому интересу к нему и по числу публикаций Распутин уступает только одному человеку — Владимиру Ильичу Ленину. На него очень много возводили клеветы его завистники, конкуренты, которые хотели быть при дворе, быть духовниками царской семьи. Преуспевали в этом и просто неверующие люди, атеисты. Много было и есть клеветнических публикаций. О нем мы, к сожалению, не все знаем. Сейчас есть целое движение, чтобы прославить Распутина как святого. Но пока не получается, и не получится — слишком много на него навешано всякой дряни и приписано всякого непотребства. А главное доказательство — когда его вытащили из проруби, у него в легких оказалась вода, то есть он может квалифицироваться как утопленник, а утопленников к святым не причисляют.

— Так он святой или грешный?

— Распутин был земной человек, он же не из воздуха к нам пришел, прожил обычную земную жизнь. У себя занимался крестьянским трудом, извозом, был необразованный, но очень талантливый человек. Помимо недюжинной физической силы и невероятной выносливости, у него еще от природы был дар гипнотизера. И больше всего у него был развит эрогипноз, которым он безотказно воздействовал на женщин. Есть такие воспоминания журналистки Жуковской, которую специально заслали к Распутину, чтобы она описала все его безобразия. Она все описала — но при этом она же влюбилась в Распутина, есть ее мемуары. О Распутине можно долго говорить…

— Кого бы еще вам хотелось сыграть такого же масштаба?

— С удовольствием сыграл бы в фильме, который был бы созидательным. Если когда-нибудь кто-то из режиссеров взялся бы за картину о православии, я бы пошел не раздумывая. Только на духовном, а не на материальном может стоять Россия.

Возрастная категория материалов: 18+