Пилы в сосновом бору

Рубки ухода в юхтинском сосняке превращаются в рубки дохода

Сегодня на месте юхтинского сосняка, где раньше был летний лагерь для учащихся спецшколы, шумят пилы и грохочут лесовозы. Корпуса летнего лагеря сгорели год назад, бушевавший огонь не пощадил и вековые деревья. В сосновом бору, который в 1979 году был объявлен ботаническим памятником природы, разрешили санитарные рубки обгоревших стволов. Но местные жители уверены, что заодно с обгоревшими вырубаются и здоровые сосны, а на месте памятника природы скоро останутся одни пеньки.

Пойму реки Большая Пера издавна занимали могучие сосновые боры, со своим растительным и животным миром. Такие леса являются водоохранными, они влияют на полноводность рек, их вырубка приводит к обмелению водоемов.

В Юхтинской спецшколе уже много лет существует кружок экологической направленности «Берендей». Ребята взяли шефство над участком соснового бора, там был выстроен летний лагерь. Подростки выезжали туда на время каникул и жили все лето, проводили субботники, чистили бор, белили стволы деревьев, а также защищали сосны от огня в период лесных пожаров. Юхтинская спецшкола — закрытое учебное заведение для трудных подростков, излишне говорить, что такая деятельность для мальчишек была одним из средств реабилитации. Была — потому что теперь она прервана.

— На пути огня мы становились не раз, каждую весну вместе с ребятами проводили противопожарные мероприятия, — рассказывает Сергей Свистельников, старший воспитатель Юхтинской спец-школы, работающий в этом учреждении уже четверть века. — И нам обычно удавалось отстоять лес, потому что сценарий рубок известен — сначала горит лес, а затем приходят люди с пилами и лесовозами, и остаются одни пеньки. Но в 2009 году за нас взялись основательно. Дважды мы отбивались от пожаров, пока не были подожжены корпуса лагеря. Теперь на их месте пепелище, а рядом шумят пилы.

В том, что корпуса были подожжены, учитель не сомневается — он уверяет, что сам огонь не смог бы подобраться к жилым помещениям, территория была очищена и местами окопана. Но доказать факт поджога не представляется возможным. А последствия не замедлили сказаться.

— Этим летом лесозаготовки шли вовсю, — говорит Сергей Свистельников. — Выпиливают не только поврежденные, но и зеленые деревья.

Лесовозы создают еще одну проблему — мост через Большую Перу, по которому идут машины с лесом (почему-то в основном по ночам), уже не выдерживает нагрузки. Лесозаготовители латают дыры в мосту и продолжают вывозить древесину. Мост через реку — единственная возможность для людей добраться до огородов.

Местные жители борются за сосновый бор своими средствами — фотографируют вырубку сосен, записывают номера лесовозов и даже держат вместе с учениками живую оборону. Кстати, на снимках, предоставленных редакции, прекрасно видно, что особые пометки, «приговаривающие» сосны к рубке, нанесены на здоровые живые деревья. Видны на фото и так называемые порубочные остатки — зеленые макушки сосен и ветки, явно не желтые, не засохшие и не обгоревшие.

Постановлением облисполкома от 1979 года Юхтинский сосновый бор объявлен ботаническим памятником природы. По документам его площадь составляет 30 гектаров.

Об этом уникальном месте, которое представляет собой фрагмент естественных сосняков на территории с активной антропогенной деятельностью и является резерватом некоторых редких растений и ценозов, писал известный ученый, работавший в БГПУ профессор Шульман. Он отмечал, что юхтинский бор является своего рода полигоном для восстановления и сохранения естественных сосняков, попавших в неблагоприятные условия, и вообще относится к достопримечательностям Приамурья.

Но проблема в том, что с тех пор земельное и лесное законодательство не раз менялось, и каковы сегодня реальный статус и площадь Юхтинского соснового бора, достоверно сказать никто не берется.

— У нас нет разграничения между поселением и районом, — пояснила глава администрации села Дмитриевка Свободненского района Лидия Мальченко.

— Мы не можем сделать кадастровый паспорт для всей территории, это очень дорогостоящее мероприятие.

Поэтому разрешение на санитарную рубку леса, расположенного между Юхтой и Дмитриевкой, дает администрация Свободненского района. Но кто может проконтролировать, чтобы заодно с горелым не шел под пилы живой лес?

— Мы можем только документы проверить, а там все законно — разрешение есть, люди едут и рубят, — говорит глава.

Лесоотводом сегодня занимается лесное управление, специалисты дают разрешение на санитарную рубку. Но проверить, насколько законопослушны лесозаготовители, и зафиксировать нарушения, если они есть, мало кто может.

— У нас в области единицы людей, которые могут зафиксировать факты лесных нарушений, — считает руководитель Амурского социально-экологического союза Петр Осипов. — Даже поймавшие за руку нарушителя не могут составить протокол, например, лесничие сегодня такого права лишены. То есть фактически из леса убраны хозяева.

— Они все вырубят и уйдут, а нам здесь жить, — говорит учитель Сергей Свистельников. — Обидно до боли. В этом году, за неимением лагеря, мы с ребятами-экологами ездили на Войковское озеро в Константиновский район. На будущий год тоже придется их куда-нибудь везти, хотя раньше вся красота природы была буквально в двух шагах. Для ребят вся эта ситуация много значит. И их серьезно коробит, когда я говорю им о хорошем и

добром, а на деле они видят обратное.

Достучались до губернатора

Проблема вырубки Юхтинского соснового бора находится на контроле у губернатора Олега Кожемяко. Учительница из поселка Юхта Галина Рогут, побывав на приеме у главы области, просила спасти лес, сообщает пресс-служба правительства Приамурья. Выслушав жительницу Юхты, губернатор согласился, что такая проблема существует, и пообещал: «Поручение будет дано. Вырубки прекратятся. Тянуть мы не будем. Более того, в области начинается масштабная работа по лесовосстановлению, продолжится борьба и с лесными пожарами». Олег Кожемяко поблагодарил Галину Рогут за правильную гражданскую позицию.

Возрастная категория материалов: 18+