Трагедия старого БАМа

Первый начальник Байкало-Амурской магистрали был расстрелян

Мы знаем Байкало-Амурскую магистраль как символ комсомольско-молодежного движения. В свои годы каждый новый рельсовый километр почитался за великое достижение, а успехи бамовцев до сих пор воодушевляют своими масштабами. Мало кто знает, что начало этого легендарного пути было драматичным, ведь оно пришлось на годы массовых репрессий. Этот материал посвящен судьбе начальника строительства «старого» БАМа Сергея Мрачковского.

В оппозиции Сталину

Сергей Витальевич Мрачковский находился в должности начальника строительства «старого» БАМа в 1932—1933 годах, а сменил его печально знаменитый Нафталий Френкель. Самого же Мрачковского вскоре арестовали.

Кто он был и каков был его конец в мясорубке репрессий 1930-х годов? Сергей Витальевич родился в 1888 году в семье профессиональных революционеров. Уже в 17-летнем возрасте он сам вступил в РСДРП и тоже посвятил себя революционной работе. До 1917 года Мрачковский жил и работал на Урале, был здесь рабочим, подвергался гонениям и арестам за революционную деятельность и пропаганду, стал активным участником революции и Гражданской войны на Урале и в Приуралье.

За четыре года с начала революции он прошел путь от простого партийного инструктора и агитатора до командующего Уральским военным округом. Воевал, видимо, храбро, за что был награжден двумя орденами Красного Знамени. После 1922 года он стал командующим уже другим, Западно-Сибирским военным округом. И оставался в этой должности до 1925 года. На этом его военная карьера закончилась.

После смерти Ленина внутри ВКП (б) началась ожесточенная фракционная борьба, и Сергей Мрачковский оказался в рядах оппозиции Сталину. В сентябре 1927 года Мрачковского исключают из партии. Правда, спустя год, в 1928-м, его восстанавливают в рядах ВКП (б). Но с высокого военного поста переводят на второстепенные гражданские должности. Впрочем, это дало ему возможность работать уже в Москве. Но недолго. Вскоре его отправляют в Ташкент на должность главы «Хлопстроя»...

Невыполнимые планы

В 1932 году Мрачковского решением Политбюро ЦК ВКП (б) назначают начальником строительства БАМа. Приехав в апреле в Амурскую область, Сергей Витальевич, как руководитель, сразу столкнулся с невероятным количеством чрезвычайных проблем. В области практически ничего не было готово к строительству магистрали. Особенный голод испытывался в рабочей силе. Между тем планы по изысканиям и строительству были необоснованно завышены. Естественно, они не выполнялись. Мрачковский слал в Москву различные просьбы и требования о помощи. Положение усугубляли сложные отношения с местными властями, которые противились отвлечению рабочих рук, и их вполне можно было понять.

Угроза снятия с должности зависла над ним. И в итоге его все-таки сняли. Вскоре Мрачковского обвинили в причастности к так называемому политическому «делу» — «Союз марксистов-ленинцев» (1932—1933 гг.). Его снова исключили из партии, затем арестовали и осудили к 5 годам лишения свободы.

В 1935 году, когда Мрачковский находился в тюрьме, его прямо оттуда привлекли, как «видного троцкиста», еще по одному крупному политическому делу, связанному с «Антисоветским объединенным троцкистско-зиновьевским центром». Суду было предано 16 человек, большинство из которых ранее неоднократно исключались из партии, арестовывались, находились в тюрьмах и ссылках. Все они привлекались за «проведение антисоветской, шпионской, вредительской, террористической деятельности, причастность к убийству С. М. Кирова...».

Специальные методы

Разумеется, что показания от Сергея Мрачковского, как и от других, выбивались «специальными методами». 48-летний бывший руководитель БАМа находился в тяжелом физическом и моральном состоянии, даже его длительное пребывание в тюремной больнице не останавливало следователей.

В низовые партийные организации по этому «делу» ушло специальное «закрытое письмо». Зачитывалось оно и в Амурской области, где неоднократно упоминалось имя Мрачковского. В нем, в частности, говорилось, что «С. В. Мрачковский готовил убийство И. Сталина, получив на это директиву лично от Троцкого». Вместе с другими видными деятелями партии (Г. Зиновьев, Л. Каменев, Г. Евдокимов) С. В. Мрачковский 24 августа 1936 года был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Зачитал этот страшный приговор лично главный армвоенюрист Ульрих. На следующий день после заседания Верховного суда, 25 августа, Сергея Витальевича Мрачковского расстреляли.

Только спустя 52 года, в 1988-м, пленум Верховного суда СССР прекратил «дело». За отсутствием состава преступления приговор был отменен. Таковы были жизнь и судьба первого начальника строительства «старого» БАМа Сергея Мрачковского.

Возрастная категория материалов: 18+