Не нужно платить за разбитый товар

Пишу не чтобы пожаловаться, а поделиться опытом, который, возможно, пригодится читателям «Амурской правды». Недавно я ходила по магазинам и зашла в отдел сувениров в торгово-развлекательном центре «Мега».

Проходы между полками там очень узкие, товары — в большинстве своем хрупкие и ломкие — расположены в опасной близости от края полок. Везде висят предупреждения: «Руками не трогать», «Разбитый товар требуется оплатить в полном размере». Я случайно задела локтем маленькую статуэтку, которая упала и вдребезги разбилась. Тут же ко мне подлетели продавщицы: «Платите 900 рублей!»

Если бы не мое юридическое образование, я бы без слов рассталась с деньгами: ну как же — виновата вроде как. Однако статья 459 ГК РФ «Переход риска случайной гибели товара» гласит: риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда, в соответствии с законом или договором, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. То есть вы отвечаете за товар только после его оплаты. До этого все, что находится в магазине, — собственность его владельцев, и нести ответственность за свои вещи их обязанность. Я прямо заявила продавцам, что готова оплатить ущерб, но только в судебном порядке. Ради этого готова даже оставить им свои паспортные данные. Однако консультанты, видимо, также знакомые с законом о защите прав потребителей, быстро замяли конфликт: «Идите, ничего нам от вас не надо».

Это касается как промышленных, так и продуктовых товаров. То есть если в супермаркете вы, беря с полки баночку компота, зацепили другую и она разлетелась на осколки, платить за бой вы также не обязаны. Конечно, если торговое учреждение докажет, что вы умышленно разбили товар (к примеру, этот факт зафиксировали видеокамеры), то в суде вас признают виновным. За уничтожение или повреждение чужого имущества, если ваши действия не повлекли причинение значительного ущерба, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Также не защитит вас закон, если вы испортили товар во время драки, беготни или под воздействием алкоголя.

В случаях, если в торговом зале узкие или заставленные товарами проходы, если товар расположен неустойчиво, если в магазине мокрый пол и вы испортили товар поскользнувшись, если товар разбился, упав с ленты на кассе,— никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба. Если же администрация магазина не унимается, потребуйте с них составления акта о порче вещей и предложите «расплатиться» через суд. Имейте в виду, что требовать от вас оставить паспортные данные, также как и насильно задерживать в магазине, никто не имеет права. Кстати, как показывает практика, продавцы не идут в суд с подобными исками. Во-первых, доказать, что вы товар разбили намеренно, очень сложно, во-вторых, они попросту испугаются дополнительных проверок.

Юлия Черевыхина, Благовещенск

Возрастная категория материалов: 18+