Из связи в князи

Областные депутаты заслушали амурских связистов

О проблемах и перспективах услуг связи в Приамурье говорили вчера на «Правительственном часе». Депутаты амурского Заксобрания выслушали профильного министра облправительства Марину Дедюшко и руководство региональных операторов связи.

Показатели Приамурья в этой отрасли отстают от среднероссийских, но все-таки подают надежду на развитие. По крайней мере у народных избранников сложилось впечатление, что это возможно.

Тема правительственного часа — «О состоянии и перспективах развития услуг проводной и подвижной связи в Амурской области» была актуальна как никогда: присутствовавшие в зале депутаты и слушатели были очень подвижны и мобильны — постоянно выходили из зала, регулярно отвечали на мобильные звонки и отправляли сообщения в редакции, социальные сети и микроблоги. Некоторые чиновники даже успели пройти несколько уровней новой игры на модном iPhone 4, что, впрочем, вряд ли принесло им реальные бонусы.

По данным облправительства, в Приамурье действуют 98 операторов связи, а для оказания этих услуг на территории региона выдано 625 лицензий. Инвестиции операторов в развитие отрасли в 2010 году составили 610 миллионов рублей. Саму отрасль чиновники назвали «одной из динамично развивающихся, с высокой рентабельностью».

— Доход отрасли от оказания услуг связи за 2010 год предварительно составил около шести миллиардов рублей, в том числе объем услуг связи населению — почти четыре миллиарда, — отметила глава минэкономразвития, промышленности и транспорта Амурской области Марина Дедюшко. — Доля отрасли в ВРП области составляет более трех процентов, в структурных подразделениях операторов связи трудится более шести тысяч работников, в областной и местный бюджеты в этом году предварительно перечислено свыше 500 миллионов рублей налогов.

Амурские проблемы связи характерны для всего Дальнего Востока, отмечают чиновники. В первую очередь это высокая стоимость инвестиционных проектов: сказываются тяжелые климатические условия, низкая плотность населения, и так называемая «дальневосточная рента» — дорогие электроэнергия, завоз оборудования, оплата труда. Характерными местными проблемами являются неразвитость высокоскоростных оптических линий связи, нехватка современных цифровых АТС, недостаточная зона покрытия операторами сотовой связи северных и труднодоступных районов и высокие тарифы, формирующиеся за счет больших эксплуатационных затрат.

Что касается проводной связи, то такой показатель, как плотность телефонизации, у нас составляет 207,2 телефонных аппарата на одну тысячу амурчан (на селе — 83,4). В Хабаровском крае — 260,4 и 133,2, а в Приморье — 273,8 и 133,7 соответственно. Но если несколько лет назад в ответ на претензии о качестве связи и обслуживания абоненты могли получить совет «расторгнуть договор и идти к мобильным операторам», то сейчас выдававшие такие пожелания сотрудники отправлены на заслуженный отдых, а качество обслуживания постоянно повышается. Слаборазвитая и изолированная телефонная сеть в дальних районах требует замены. Связисты включили в инвестиционный план организацию сети спутниковой связи в Зейском и Селемджинском районах.

— Пока мы работаем в этих районах на арендованных каналах, но планируем строить свою сеть, — отметил руководитель Амурского филиала ОАО «Дальсвязь» Александр Белейчев. — К 2012 году намерены перейти на собственное оборудование. Также есть такие удаленные населенные пункты, как Симоново, Чагоян и другие. Там используются протяженные и дорогие в обслуживании линии, и мы планируем перевести их на спутник.

Если в начале прошлого года в области было зарегистрировано более 37 тысяч пользователей Интернета, то в январе 2010-го этот показатель достиг 49 тысяч. В конце этого года плотность пользователей составила 5,7 установки на 100 человек. По Дальнему Востоку этот показатель составляет 5,9, по России — 6,0. При этом, отмечают чиновники, в Амурской области малая скорость всех видов подключения, низкая пропускная способность существующих каналов передачи данных и высокая цена — «тарификация доступа является одной из самых высоких в РФ и самой высокой на Дальнем Востоке».

Не такие заметные в Благовещенске проблемы обостряются по мере удаления от областного центра. Так, например, у работавших во время подтопления Зеи и Овсянки сбросами с Зейской ГЭС журналистов федеральных СМИ не было слов относительно качества услуг доступа в Интернет. Избалованных скоростями в центральной России и в Хабаровске или Владивостоке СМИшников спасал очень быстрый, но очень недешевый перегон через спутник. Находящиеся в командировках телевизионщики нередко жалуются, что при заявленном времени работы до 18 или 20 часов уже в 17 все коллективные пункты доступа в Интернет могут быть закрыты. По словам Марины Дедюшко, решение проблем — в развитии инфраструктуры оптических линий связи, полномасштабном представлении стандартов 3G и 4G, а также в снижении платы за услугу доступа в Интернет до уровня западных регионов России.

Все три общероссийских оператора сотовой связи имеют в Приамурье примерно равную долю — от 30 до 36 процентов рынка. Еще десять лет назад в области было менее трех тысяч владельцев мобильников, а сегодня на руках у амурчан 1120 тысяч SIM-карт — максимальный уровень проникновения достиг 130 номеров на 100 человек. Главной задачей «большой тройки» сейчас является расширение зоны охвата в северных и пограничных районах области, а также стопроцентное покрытие федеральной автотрассы Чита — Хабаровск и продолжение строительства сетей третьего поколения (3G), обеспечивающих высокую скорость доступа в сеть Интернет. Планируется, что до конца 2012 года сеть 3G появится во всех районах области.

Возрастная категория материалов: 18+